Источник: «Актуализация семантического ядра. Трата времени или дополнительный трафик?», vc.ru
Актуализация семантического ядра — периодический процесс по изменению списка продвигаемых слов. Некоторые оптимизаторы пренебрегают им и допускают серьезную ошибку. Обновленная семантика и оптимизация целевых страниц под неё смогут принести дополнительный трафик на сайт и увеличить его видимость.
Будь это крупный интернет-магазин или небольшой сайт-визитка, семантическое ядро нуждается в регулярной обработке.
Если на сайте уже давно не обновлялось ядро, то актуализация потребуется по следующим причинам:
При условии, что сайт продвигается по некоторым разделам, обновление может происходить из-за:
Чистка семантики — удаление ключевых запросов, которые потеряли свою актуальность и эффективность в продвижении, важная часть актуализации. По какому принципу стоит её производить?
Каждому запросу присущ свой процент коммерческих сайтов, которые пользователь найдет, обратившись к поисковику. Знание этого показателя поможет решить продвигать коммерческий сайт по определенному запросу или нет. Если в выдаче много информационных ресурсов, то гнаться за лидами по этому запросу коммерческим сайтам бессмысленно.
Получить информацию о степени коммерциализации выдачи можно с помощью инструмента «Классификатор запросов».
Классификатор определяет процент коммерческих сайтов в выдаче для каждого запроса. Этот показатель нам и нужен. Далее собираем уточненные частоты ключевиков, чтобы определить спрос. Для этой задачи подойдет программа KeyCollector.
Составляем таблицу по всему ядру со столбцами: запрос, уточненная частота, процент коммерческих сайтов. Эффективность показов рассчитывается как произведение частоты на процент. Запросы с наименее эффективными показами можно исключить из семантического ядра.
Иногда возникает группа запросов, по которым сайт не сможет продвинуться в топ в связи с какими-то обстоятельствами. Одна из распространенных причин — неконкурентность сайта.
Допустим, клиент хочет продвигаться по кластеру «Настенные часы», но имеет всего 4 товарных позиций.
Ассортимент каталога важен для ранжирования с точки зрения коммерческих факторов. Если ваш каталог товаров в разы меньше, чем у конкурентов, то по запросам будет сложно продвинуться в топ.
Выхода из такой ситуации два:
Другая причина невозможности продвижения — запрет использовать продвигаемые ключевики на сайте. Однажды наш клиент после согласования ядра, уже в процессе оптимизации, запретил размещать новые целевые страницы под утвержденные запросы. И уж тем более использовать эти ключевики в текстах.
Действие противоположное чистке семантики — её расширение — связано с работой над каждым кластером семантического ядра. Актуализация ключевиков возможна и нужна как в случае продвижения всего сайта, так и в случае SEO для отдельных разделов. Далее мы будем говорить про работы применимые к обоим вариантам.
Наиболее популярные инструменты для расширения списка ключевых слов:
Разберем алгоритм работы с каждым инструментом на примере кластера «искусственные елки 2 метра».
Наша цель — расширить количество запросов, используя перечисленные сервисы. Работа строится следующим образом:
Вордстат — специализированный сервис по подбору ключевых слов, один из популярных. Наверняка, при первичном сборе семантического ядра был использован именно он. В процессе актуализации он может потребоваться по следующим причинам:
Указав запрос и нажав «Подобрать», мы получим:
Удобный инструмент — операторы запросов. Подробное их описание может занять отдельную статью. Сейчас расскажем про три вида частотности, которые можно узнать с помощью двух основных операторов:
На практике, Вордстат бывает бесполезен для поиска новых фраз. Они могут попросту в нем отсутствовать.
Основное назначение планировщика ключевых слов от Google — ведение рекламы. Но он будет полезен и SEO-специалистам. Открываем свой аккаунт Adwords, раздел «Инструменты», далее «Планировщик ключевых слов».
Выбираем первый предложенный вариант — новые ключевые слова. Указываем в списке ключевых запросов слова, которые уже есть в нашем ядре, максимальное количество 10. Можно такими десятками проверить всю семантику.
Указываем регион для подбора ключевых слов, так как в каждом городе свой спрос, и получаем список вариантов — потенциальные новые ключевые слова.
В предложенных нам по кластеру «искусственные елки 2 метра» оказалось много мусорных запросов, но мы добавили следующие:
Вкладка «Эффективность» новой версии Google Search Console предоставляет информацию о показах и кликах на сайте. Используем фильтр по странице, чтобы оставить только нужные показатели.
Получаем список запросов, которые можно использовать для актуализации семантики.
Из 593 предложенных мы отберем только наиболее частотные:
Статистика поисковых запросов находится на вкладке «Поисковые запросы» > «Статистика запросов». Здесь отображаются все ключевики без разреза по конкретным страницам.
Рекомендованные запросы получить можно. Предварительно отправляйте заявку в Яндекс Вебмастер, через подраздел Рекомендованные запросы, с указанием интересующей страницы для расширения.
По итогу в кластер добавлены ключевики:
Метрика — источник большей информации о поисковых фразах, чем Google Analytics. Находим в Стандартных отчетах, отчет Поисковые запросы, задаем фильтрацию по страницам входа, чтобы найти запросы для расширения.
Неполный список поисковых фраз представлен на скриншоте ниже.
Запросы с наибольшим количеством визитов добавляются в кластер:
Большую часть ключевых слов Google шифрует от пользователей. Несмотря на это, можно постараться выцепить из Google Analytics хоть что-то. Отчет по поисковым фразам и страницам покажет часть ключевых слов, по которым пользователи заходят на страницу сайта, выбранную в фильтре. Найти его можно в отчете по каналам всего трафика — Organic Search.
Наиболее релевантные ключевики, которых еще не было в семантике, могут войти в расширенное ядро — обведены на скриншоте.
Поисковики при вводе фразы предлагают вам на выбор запросы с различными «хвостами».
Кроме того, внизу страниц поиска располагается блок «Вместе с фразой ищут».
Подсказки укажут на релевантные новые запросы для существующего семантического ядра. Для нашего кластера подходящих новых запросов не нашлось.
Готовые базы ключевых слов — еще один инструмент для работы с семантикой. Преимущества Букварикс и базы Пастухова:
В результате добавлены следующие фразы:
Key Collector — мощный инструмент, который может выполнять ряд функций, касающихся сбора семантического ядра. Удобен для регулярного парсинга и подбора запросов. Подробнее об этом мы писали в статье.
Сводим поисковые запросы, которыми мы расширим кластер «искусственные елки 2 метра», в общую таблицу (выделены желтым):
Новый список запросов готов — проводим необходимые SEO-работы:
Ответ на вопрос «Актуализировать семантическое ядро или нет?» только один — «Да, актуализировать». Несмотря на то, что поиск новых запросов займет достаточно много времени, на выходе вы получите положительные результаты в виде дополнительного целевого трафика.
Актуализация кластера «Искусственные елки 2 метра» под подобранные выше запросы, которую мы провели в конце сезона 2017, дала рост трафика. Сравнение посещений страницы в ноябре 2017 и 2018 годов представлено ниже:
Чистку семантического ядра — менее трудоемкую составляющую актуализации — можно проводить отдельно. Она позволит сэкономить бюджет продвижения и сосредоточить силы на оптимизации сайта под другие запросы. Полностью актуализировать семантику мы рекомендуем не реже, чем один раз в квартал.