Основная задача на этапе выбора подрядчика при создании сайта – сделать правильный выбор. Поговорим о том, какие критерии клиенту следует учитывать при выборе компании, которой будет доверена разработка сайта.
Часто клиенты начинают поиск исполнителя с обычного запроса к Яндексу. Если спросить у поисковой системы про «создание интернет-магазина», в топ-10 сайтов окажутся предложения о создании сайта как за 5 тысяч, так и за 150 тысяч рублей.
При этом по описанию функционала оба предложения практически идентичны. Однако у сайта за 5 тысяч это всего лишь перечень функционала, элементов дизайна и текста. Все это вместе достаточно грубо склеено и скреплено. Фактически, это очень небрежно обработанный шаблон сайта. Если посмотреть внимательно – будут видны и швы, и неровности. Если вас устраивает такой результат, то сайт вполне можно заказать и за 5 тысяч рублей.
Сайт за 150 тысяч и выше – это сайт, который ориентирован на свою аудиторию, выполняет задачи бизнеса, которые перед ним поставили, учитывает не только, кто будет на него ходить, но и как, откуда. Такой сайт побуждает пользователя к целевому действию. И наконец, он рассказывает о вашем бизнесе с учетом ваших конкурентных преимуществ.
Посмотрим на основные отличия в готовых сайтах за 5 и 150 тысяч рублей.
В первую очередь бросается в глаза дизайн. На дорогом сайте дизайн проработан до мелочей, он индивидуальный. Каждая деталь сделана и ориентирована на выполнение конкретного действия пользователя – звонка, заказа или запоминания информации. Часто клиенты спрашивают, а чем же индивидуальный дизайн отличается от шаблонного и вообще нужно ли подходить к дизайну как к индивидуальному решению? Вопрос не праздный, поскольку часто именно за уникальный дизайн веб-студия значительно увеличивает стоимость сайта. Индивидуальный дизайн это не просто уникальная картинка, отрисованная для вашего проекта. Индивидуальный дизайн помогает реализовать ваши бизнес-задачи. Это баланс между тем, что должно быть на сайте, чтобы он был бизнес-инструментом и выражением индивидуального стиля компании.
Во-вторых, важнейшая характеристика качественно сделанного сайта – это масштабируемость функционала. На простом сайте что-то добавить или изменить «под себя» довольно сложно. В правильном, более дорогом варианте, добавить, нарастить функционал достаточно просто не только в компании, которая производила сайт, но и вообще на рынке труда, будь то другая компания или фриланс. И речь идет не обязательно о сайтах, которые выполнены на «коробочных» решениях? Нет, качественно писать код, обходясь без «костылей» в конкретных решениях или модулях.
Один из важнейших моментов – это предоставление веб-студией индивидуального менеджера для вашего проекта. Этот специалист помогает понять и задачи сайта, и их реализацию. Он вместе с вами создает сайт, отвечает вам на все вопросы, задает вопросы уточняющего характера для реализации.
Основы взаимодействия клиент-исполнитель
Надо понимать, что процесс создания сайтов – процесс взаимный. Что недостаточно быть с позицией «я плачу вам деньги, вы делаете все как надо». Также глубоко ошибочна позиция «сделайте так, чтобы мне понравилось, вы же профессионалы».
Несмотря на то, что веб-студия действительно должна быть профессиональной и несмотря на то, что вы действительно платите деньги, результат нужен прежде всего вам. Это значит, что в процессе создания надо принимать свое непосредственное участие, тратить время и вникать в то, что происходит. Это не значит, что надо стоять над душой менеджера и мешать ему делать работу, но нужно четко зафиксировать контрольные точки в проекте, понимать и принимать методы оценки этапов и корректирующих действий.
Правильно будет для клиента подойти со всей ответственностью к процессу
создания сайта, собрать основную часть материалов для сайта перед
обращением в веб-студию, дабы потом не затягивать процесс переводом на
другие языки, написанием статей или подготовкой качественных фотографий
продукции. Важно критично оценить собранные материалы, поставить себя на
место посетителя, выявить важную и второстепенную информацию. Заказчику
стоит серьезно подумать над представлением своей компании в сети
Интернет. Иногда встречаются случаи, когда клиент просит за него написать
текст "О компании".
Выбор веб-студии. На что обращать внимание?
Учитывая бесчисленное количество веб-студий, работающих сегодня на рынке разработки, а также то, что первое знакомство потенциального клиента с ними происходит в интернете, клиент часто сталкивается с тем, что не имеет понятия, какая информация должна присутствовать на сайте веб-студии. На что обратить внимание, а что просто "вода" для заполнения страниц сайта?
Выбор студии как правило происходит двумя способами. Первый – это знакомые посоветовали. Второй, если нет таких знакомых, это интернет-поиск или рейтинг студий, скажем, по Москве. В любом случае, начинать надо с изучения веб-сайта студии.
На что обращать внимание. Конечно, это количество работ. Портфолио. Оценивать брендовость порфтолио по наименованиям довольно сложно, поскольку если студия делала один раз баннер для рекламы курсов по изучению Microsoft Office, то вполне вероятно, что в портфолио попадет логотип Microsoft. Здесь можно применить другой метод оценки. Как правило, у студий сейчас на сайте присутствуют и отзывы клиентов, посмотрите, есть ли отзыв от Microsoft – если есть, то вполне вероятно, что клиентом этой студии действительно была эта компания.
Далее стоит поискать на сайте информацию о наградах. Сейчас проводится множество конкурсов для разработчиков, дизайнеров. Веб-студии стараются принимать в них участие, а если не стараются и не получают никаких наград, то зачем вам сотрудничать с компанией, которая не стремится к саморазвитию? Есть ли какие-то еще сертификаты, которые относятся к разработке. У нас, компании «Трилан», например, ко всему прочему есть сертификат качества ISO9001. Если есть что-то подобное, то это обязательно будет отражено на сайте.
Поищите веб-студию в рейтингах, если она там находится, не обязательно в первой пятерке, вообще присутствие – это тоже хороший знак.
Переговоры с исполнителем. Что должно фиксироваться, а что можно оставлять на "беседу".
Переговоры лучше всего проводить в офисе исполнителя, веб-студии. Вы сможете увидеть, кто именно будет работать над вашим проектом. И вообще оценить, есть ли вообще люди в компании, кроме тех, кто может приехать к вам в офис и продать. Отдавая важнейшую часть своего бизнеса в чужие руки, всегда лучше лично убедиться, что в компании работают штатные специалисты и вы всегда сможете приехать в офис что-либо уточнить по ходу проекта, особенно, если почувствуете, если что-то идет не так.
Договор – единственная гарантия того результата, на который вы рассчитываете. До подписания договора, его надо прочитать и осознавать, на что вы даете согласие. Разумеется, подробно изучить договор лучше это до встречи, чтобы какие-либо нюансы можно было обсудить на месте.
Основной элемент договора, на который надо обратить внимание – это выделенные этапы работы: что конкретно и в каком виде, когда вы получаете на согласование, что конкретно, сколько раз и в каком виде вы корректируете. Какие сроки есть у этапов, какие сроки есть у вас на решения. Что будет, если сроки нарушаются, есть ли штрафы. Есть ли понятие точек выхода и что будет с вашими обязательствами в случае таких выходов.
Также до встречи лучше ознакомиться не только с договором, но и заполнить бриф. Как правило, ценовое предложение компания делает на основании заполненного брифа, так что логично его подготовить к встрече с менеджером продаж в офисе веб-студии.
Что можно оставлять на разговор. Это любые уточняющие вопросы. Тут важно видеть, что уже на встрече ваш персональный менеджер понимает вашу задачу, причем понимает ее и как профессионал в области сайтостроения, так и как исполнитель ваших желай по сайту.
Взаимодействие с исполнителем в процессе разработки
Клиенты часто не знают, как отдавать правки, как комментировать, как добиваться результата, постараюсь раскрыть эту тему. Зафиксировав для себя контрольные точки, поняв, в каком виде с вами будут согласовывать этапы работ, нужно просто им следовать. Если после получения макета дизайна у вас возникают вопросы и замечания по нему, разделите работу на 2 этапа. Сначала задайте вопросы и получите ответы, и только затем, выдержав паузу, сформируйте письменно (!) замечания и отправьте исполнителю. Выясните у менеджера, все ли ваши замечания поняты и приняты, а также вообще реализуемы и не нанесут вред проекту.
Вообще здесь очень важен баланс. Ваши желания как заказчика, но не профессионала - и мнение вашего исполнителя как профессионала, но как исполнителя. Хороший исполнитель выполняет пожелания, которые не помешают сайту выполнять свою основную функцию и корректируют пожелания, которые принесут вред. Главное не перегибать ни в одну, ни в другую сторону. Стоит помнить, что сайт должен нравиться не вам, а вашим посетителям. Но безусловно, ваши пожелания, вкус и идею он должен отражать. Ведь это ваш бизнес.
Техническое задание (далее ТЗ) должно быть максимально подробным. Но если писать его действительно на все случаи жизни, то оно представит собой огромный документ, который отнимет слишком много времени. Некоторые компании делают сначала ТЗ, потом дизайн, некоторые наоборот. Мы применяем оба варианта, в зависимости от задачи. Часто, когда проект достаточно сложный, мы вместе с ТЗ делаем проектирование ключевых страниц и тогда дизайн графический делается уже после.
Приемка завершенного сайта
Принимать проект должен лично заказчик. Лично, то есть с посещением веб-студии, где вам должны показать, как управлять сайтом. При этом могут всплыть какие-то недоработки и у вас есть последняя возможность на них указать. Помните, что после подписания последнего акта сдачи-приемки у студии нет никакой прямой мотивации вносить доработки или изменения на сайт.
После завершения всех работ не поленитесь и оставьте отзыв о веб-студии. Обратная связь нужна всегда. Причем честно, что понравилось, что нет. Это поможет руководству студии исправить те моменты, которые хромают, а также другим клиентам, прочитав ваш отзыв, будет проще сделать правильный выбор.
Приложение. Кейсы индивидуальных решений под цели заказчика
Каталог.
Задача: сделать сайт для производителя принтеров, печатающих карты.
Визитка.
Задача: сделать сайт для индивидуального предпринимателя – дизайнера поинтерьерам.
Корпоративный.
Задача: сделать сайт для одного из предприятий госкорпорации Росатом.
Федор Воропаев, руководитель Web-студии группы компаний «Трилан».