Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 12 384 веб-студии, 939 CMS, 223 615 сайтов.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Веб-разработка: пора вырасти из коротких штанишек

Я хочу поднять проблему, с которой пора разобраться самым решительным образом. Это культура разработки веб-продуктов в Рунете: сайтов, веб-сервисов и так далее.

Мы сейчас находимся на таком этапе, когда необходимо — и для этого есть предпосылки — совершить качественный скачок от кустарного производства на новый уровень, где преобладают образованные специалисты, высокие стандарты качества, надёжные проверенные технологии.

Об этом уже начали активно говорить, но в основном предлагаются какие-то поверхностные решения — сделать рынок «прозрачным», составить «объективные» рейтинги студий и тому подобные. Корень проблемы лежит значительно глубже.

Зачем Рунету высокая культура

Начнём с основного — с ответа на вопрос, зачем вообще нужна высокая культура. Сайт — вещь сейчас абсолютно необходимая, как зубная щётка, практически; и спрос на сайты растёт постоянно. Поэтому большинству на культуру наплевать. Деньги платят и платить будут, как бы ты ни работал.

Но, согласитесь, получать деньги за плохую работу — это неинтересно и не перспективно ни в каком отношении. Такая деятельность бессмысленна, потому что в ней ровным счётом ничего не происходит. Сделал очередной сайт, получил зарплату, поел, поспал, опять сел делать очередной сайт. Как кактус на подоконнике.

Есть ещё и причины, лежащие исключительно в практической плоскости. Во-первых, кто станет у истоков формирования культуры, тот, хотя бы на какое-то время, займёт лидирующие позиции. Есть тому один известный пример.

Во-вторых, высокая культура подразумевает наличие серьёзной конкуренции. Конкуренция развивает сильных и перспективных и убивает слабых, повышая тем самым общий уровень и делая нашу работу более увлекательной.

В-третьих, чем более развита культура, тем меньше проблем в работе с клиентом. Когда клиент спрашивает меня, будет ли у сайта CMS, сколько шаблонов мы сделаем за указанную сумму, я прихожу в ужас. Горе-разработчики портят нам рынок; клиент начинает бояться нас, не доверяет и видит за каждым углом подвох, что сильно мешает работать. Хуже того: клиент видит плохие сайты каждый день и начинает думать, что это так и надо.

В-четвёртых, чем выше культура, тем больше интересных проектов, за которые платят очень хорошие деньги. Работа над большими проектами развивает, приносит истинное удовлетворение и даёт неоценимый опыт и знания.

Наконец, чем более развита культура, тем больше квалифицированных кадров, способных не только собрать сайт на «Bitrix» или скачать шаблон с templatemonster.com.

Что такое высокая культура

На мой взгляд, основными признаками высокой культуры в веб-разработке являются: профессионализм разработчиков и клиентов и, как их следствие, высокое среднее качество продукта.

С пользователя взятки гладки: он потребляет то, что мы ему даём. У него нет особого выбора, но это, согласитесь, не повод не уважать его.

В сфере с высокой культурой распределение между кустарями, профессионалами и гениями и тем, что они производят, является математически нормальным — условные 20 % находятся на полюсах, а посередине 80 % крепких середняков. На практике это означает, что абсолютное большинство продуктов на рынке хорошие, часть продуктов плохенькие, а часть прекрасны и удивительны.

Критерий качества веб-продукта, на мой взгляд, очень прост: качественный продукт эффективно решает поставленные перед ним задачи. Всё остальное — это наносное, субъективное и к качеству имеющее очень посредственное отношение.

О профессионализме разработчика

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что профессиональный разработчик — это, прежде всего, тот, кто умеет эффективно решать задачи.

Профессионал отличается от непрофессионала тем, что он всегда делает хорошо, иногда отлично и почти никогда гениально. У него так программа настроена: я должен сделать хорошо, я должен решить поставленную задачу, мои амбиции я засуну себе в…

Профессионал ответственно относится к своей работе. Его душа болит, когда он делает что-то недостаточно хорошо. Он встаёт ночью в холодном поту и переделывает, переделывает, переделывает. Он не боится отстаивать своё мнение перед клиентом, не позволяет себе сделать плохо только ради того, чтобы получить деньги и поскорее закрыть проект.

Для этого профессионал должен быть образован. Образование профессионала продолжается каждый день: он много читает, думает, анализирует, изучает опыт коллег.

Более того, профессионал в веб-разработке должен выходить за рамки своей прямой компетенции, иметь широкий кругозор, потому что в каждом новом проекте он сталкивается с новыми бизнес-процессами и должен их понять, хотя бы основу, чтобы решить задачи, поставленные перед сайтом.

Соответственно, профессионал знает, как построить рабочий процесс: так, чтобы работа шла быстро, комфортно — для него самого и для клиента — и эффективно.

О профессионализме клиента

Об этом либо совсем не говорят, либо говорят, но как-то тихо. А зря: клиенты сами заинтересованы в том, чтобы поднять свой уровень, осознать свою ответственность за результат, но совершенно не понимают, что и как для этого нужно сделать.

Этому нигде не учат. Студии предпочитают максимально закрыть свой бизнес-процесс от клиента, дабы «тот ничего не испортил». Практически никто не объясняет, как происходит разработка, за что именно он берёт деньги; почему, например, дизайн стоит больше вёрстки, почему проектирование требует высокой квалификации сотрудника и соответствующей оплаты. И после этого студии жалуются, что, дескать, клиент не образован и ничего не понимает. Маразм.

Уважаемые клиенты, на самом деле, если не вдаваться в технические подробности, то всё не так сложно. Во-первых, управление проектом необходимо поручать профессиональному менеджеру. Если его нет, то обучить своего сотрудника или пригласить менеджера на проект. Нельзя поручать эту задачу первому попавшемуся рекламщику или секретарше! Результат в этом случае может быть только один — плохой сайт.

Во-вторых, необходимо уважать разработчика. Разработчик, каким бы он ни был, значительно лучше вас знает, как делать сайт: какая информация ему нужна, что нужно сделать, сколько времени потратить. Поэтому, чтобы получился хороший сайт, необходимо соблюдать его требования к процессу, предоставлять ему всю необходимую информацию, выделять время специалистов, которые помогут понять ваш бизнес.

Наконец, стоит понять, что хороший сайт не может быть дешёвым. Труд и время, которое затрачивается на проектирование, исследование, разработку, должны достойно оплачиваться; иначе мотивация делать хорошо пропадает.

К нашим баранам

Здесь я, пожалуй, буду краток. Бедному Рунету и так уже все кости перетёрли.

Гипертрофированное самомнение, некомпетентность и безразличие коноводят каждым вторым, освоившим «Photoshop» и сборку сайта типовых CMS.

Большинство разработчиков банально не образованы, методически не подготовлены: не читали нужных книг, не владеют теорией, не имеют профильного образования.

Порог входа в профессию сегодня настолько низок, а современный инструментарий настолько богат, что менеджером или дизайнером можно «стать» буквально за неделю. Это очень серьёзная проблема: человек ленив по своей природе; если не надо прилагать усилия — он и не будет.

Результат мы видим; и он ужасен. И никто не испытывает решительно никаких угрызений по поводу того, что они выпускают и продают клиентам.

Ну а что клиенты? Вопреки всякому здравому смыслу, большинство клиентов проявляют чудеса непрофессионализма и безответственности, когда дело касается их личных сайтов.

Ответственным за сайт добровольно назначается кто угодно — тот, кто в представлении начальника должен разбираться, но на деле не понимает ровным счётом ничего. Более того, этим людям совершенно не интересно заниматься тем, в чём они ничего не понимают. Это трудовая повинность без мотивации.

Подешевле и побыстрее — вот наш девиз. «А вот я видел на трубе объявление: там сайт стоит 10 тысяч и делается за неделю. А почему у вас сайт стоит в 10 раз больше и делается несколько месяцев?»

Словом, наш многоуважаемый среднестатистический клиент не разбирается в предмете и не считает нужным. Осознание, как правило, приходит тогда, когда уже поздно что-то менять. Деньги потрачены, время потеряно, а на руках «красивый», но бесполезный сайт с флеш-анимацией, которым невозможно нормально управлять.

Что делать?

Внимание, парадокс Рунета: разработчики делают плохие сайты и не особо хотят делать хорошие; клиент эти сайты принимает, потому что не может оценить их качество или оценивает его по каким-то своим критериям вроде «вижуал недостаточно имиджевый» или «современно»; пользователь это ест и не давится.

Клиенты недовольны разработчиками, а те недовольны клиентами. При этом никто не хочет менять привычную линию поведения и ожидает, что изменится другая сторона. Казалось бы, безвыходная ситуация. Выход, на мой взгляд, в головах и в руках разработчиков и только в них. А повлиять на разработчика может только клиент и общественное мнение. Иными словами, нужно повысить порог входа на рынок и постоянно вести просветительскую работу.

Повысить порог входа в теории довольно просто. Если клиенты перестанут платить деньги за плохие сайты, не будут даже начинать работу со студией, которая не будет выполнять элементарные требования к бизнес-процессу и качеству продукта, вот тогда разработчики начнут чесать себе затылки. Не проектируешь? До свидания. Не проводишь исследования? Нам не о чем больше говорить.

Если со всех сторон специалисты, ведущие студии начнут говорить о том, что такое хороший сайт и как его сделать, делиться своим опытом — пусть даже это будут кардинально разные мнения, — то волей-неволей это дойдёт до клиентов.

Что касается просветительской работы, то это параллельное направление, которое также влияет на высоту порога входа. Признанные специалисты, эксперты, должны постоянно говорить о том, что многие начинающие и, уж тем более, опытные разработчики считают прописными истинами. Потому что большинство даже близко не подошли к ней поступками.

Это будет иметь исключительное влияние в силу двух простых причин: 1) люди в основной своей массе конформны и принимают общие правила игры; и 2) эти правила знают и применяют для оценки клиенты.

Необходимо жёстко проникать в мозг всем, кто приходит на наш рынок, производить там разрушительные изменения шаблона «я освоил Photoshop, сделаю сайт быстро, дайте денег» и прививать другой — «я должен учиться, делать хорошо, уважать клиента и пользователя».

Почему бы, например, нашим ведущим специалистам не собраться и не написать что-то вроде «Энциклопедии веб-разработчика для Рунета»? Эта практика хорошо зарекомендовала себя во многих прикладных сферах в западных странах. Хороший пример — Project management book of knowledge, где ведущие эксперты в области управления проектами излагают свою точку зрения на методологию, процесс, дают рекомендации и так далее.

Резюме

Я сомневаюсь, что разработчики поголовно являют собой образец безразличия и некомпетентности: «Я ничего не знаю, не буду учиться, мне всё равно».

Изменить ситуацию можем только мы и только активными действиями. Чтобы выросла высокая культура, её необходимо обильно поливать и удобрять знаниями, профессиональным отношением к делу и желанием развиваться. Если нам не наплевать.

Мы — за развитый рынок, за профессиональных разработчиков и образованных клиентов. А вы?

Александр Туник
Веб-студия Lounge (Генеральный директор)
http://www.studiolounge.ru/ 

Автор: Александр Туник, Проектная студия «Тектоника» (Руководитель и проектировщик)

Комментарии (12)

Дмитрий Подлужный      Создано: 14.4.2011, 18:55          

Эх, есть что возразить автору, но не стану придираться к мелочам. Но с другой стороны, все факты про разработчиков, менеджеров, заказчиков как бы имеют место быть на практике. Другое дело, что я например считаю, что порог входа в профессию с каждым годом только увеличивается. Если лет пятнадцать назад мне достаточно было купить одну книжку по HTML 3 и я стал считать себя практически Гуру, то сейчас, наверное, и с десяток книг будет маловато. И только замечаю, что с каждым годом объем моих незнаний увеличивается.

Технология движется к специализации. Я выше ценю узкоспециализированных сотрудников, но которые хорошо умеют делать свое дело и понимают, как их область связана с примыкающими областями. Широкий кругозор – это особенность личности, как характер. И боже упаси, если я узнаю, что кто-то ночью встает в холодном поту и думает о работе. Это означает, что завтра человек вообще ничего не сделает, а через год сляжет в больницу. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – это принудительно отправить в отпуск, пусть съездит в Гагры или в Подмосковье. В принципе, профессионал от непрофессионала, если и отличается, то только умением учиться на своих ошибках (или чужом опыте) , двигаться вперед и по возможности не впадать в панику. А в области веб-разработки технологии настолько новы и изменчивы, что все постоянно вынуждены учиться.

Как бы не было грустно, но правило Парето 20/80 будет работать и в области веб-разработки, т.е. 20% проектов будут делаться с большим и очень большим бюджетом и 80% всех работ будет делаться за маленькие или ничтожные деньги и этого ничто не изменит. Ничто и никогда! Ну, может только на земле инопланетяне прилетят или наступит новая эпоха и у всех вырастут крылья. В такой ситуации студия или разработчик сам вынужден выбирать свою ценовую стратегию.

А автору статьи спасибо, поднял актуальную тему. Наверное, для начала нужно чаще лично встречаться и разговаривать, в том числе на такие темы.

Дмитрий Подлужный (арт-директор Spacebox)

CMS Сервис      Создано: 14.4.2011, 22:35          

Двумя руками за. Мы стараемся на своем сайте проводить ликбез. Есть великолепная книга Овчинникова и Сухова "Корпоративный веб-сайт на 100%" - ИМХО настольная книга для клиента, который решил заказать сайт. Другой вопрос, что это капля в море... извечный русский вопрос: Что делать?

Александр Туник      Создано: 15.4.2011, 0:12          

Господа, спасибо за комментарии. Я уже не в себе, ибо поздно. Завтра отвечу и скажу ещё что-нибудь полезное.

Тема слишком широкая и поэтому очень трудная для изложения. Сказать надо очень много, но нужно ещё, чтобы читатель не уснул читаючи. Я действительно хотел, прежде всего, поднять этот вопрос. Это была основная цель статьи. Мне почему-то кажется, что глобально образованием в области веб-разработки не занимаются, точнее учат, но ремеслу — знание html, Photoshop, PHP и т.п., — а не подходу.

А уж образованием клиентов и подавно никто не занимается, вот они и ходят неприкаянные.

Александр Туник      Создано: 15.4.2011, 11:26          

Поскольку, как я вчера в ночи написал, всё в статью не напишешь, сделаю ряд уточнений.

Под повышением порога я ни в коем случае не понимаю искусственные меры вроде обязательной сертификации (в России это точно не сработает). Я говорю о естественном процессе отбора, благодаря тому, что студии узнают, как создавать эффективные сайты и будут соответствующим образом относиться к процессу, отбору и подготовке кадров, а клиенты будут понимать критерии качества продукта/студии и применять их на практике.

Я отдаю себе отчёт, что эти меры в ближайшей перспективе могут привести к сильному превышению спроса над предложением. Что же, если мы смотрим в будущее и хотим через несколько лет работать на профессиональном рынке — это вынужденная мера. Причём, скорее всего ничего страшного не произойдёт. Плохие студии будут умирать — чего, собственно, и требуется, — а хорошим придётся поднапрячься, потому что поток заказов им увеличится. Нужно будет очевидно, увеличивать штат, который, при должном отборе, пополнят как раз нормальные сотрудники умерших плохих студий, готовые учится, развиваться, пересмотреть своё отношение к делу. А через несколько лет выросшие в стенах студий специалисты, естественным образом захотят самостоятельности и создадут свои студии, 4 но эти новые уже будут работать хорошо. И баланс между спросом и предложением будет восстановлен.

Этот же процесс неизбежно затронет и рынок фрилансеров в той мере, в которой он может его затронуть. Клиент будет понимать не только, как должен создаваться сайт в целом — сайты «под ключ» делают в основном студии, — но и как создаются отдельные его части — проект, дизайн, система управления. И вот это уже повлияет на требования к качеству работы фрилансеров, которые в большинстве своём как раз создают отдельные части сайта.

Дмитрий, теперь вам отвечу про кругозор. Я не думаю, что кругозор — это особенность личности. Кругозор — вещь сугубо приобретаемая, при наличии такого желания. Специфика веба заключается в том, что студия или отдельный дизайнер в каждом новом сайте сталкивается с новым клиентом, новым бизнес-процессом, новой сферой, новым продуктом. И для того, чтобы сделать хороший дизайн или сайт, он должен понять клиент, его бизнес. А вот как раз для этого широкий кругозор даже не желателен, а необходим.

Вот вы говорите, что цените узких специалистов. Моё мнение, что специалисты в Рунете слишком узкие. Приведу пример, чтобы не быть голословным. Возьмём дизайнера интерфейсов: что он должен уметь, каким знаниями владеть? 99% считают, что знанием фотошопа и умением состряпать верстаемый интерфейс. А я бы добавил к этому как минимум: основы композиции, знание теории цвета и формы, основы психофизиологии эмоций и восприятия; основы теории коммуникации; владение русским языком на хорошем уровне; эмпатия к клиенту.

И дело тут не только в бюджете! Вот что интересно. Можно работать намного лучше, не сильно повышая бюджет сайта. Как раз об этом мы планируем рассказывать в следующих статьях и не только в них.

Да, Дмитрий, необходимо встречаться и между собой, и с клиентами. И говорить нужно не о только SEO и Bitrix, не свои CMS доморощенные пиарить и проекты расхваливать, а обсуждать методически основы, подходы. Это не лично к вам посыл, а впечатление от таких встреч сейчас.

Дмитрий Подлужный      Создано: 15.4.2011, 17:23          

Александр, вот вы говорите о повышение профессионализма и при этом скатываетесь к требованию, чтобы дизайнер понимал основы бизнеса клиента. Это все равно, что требовать от художника-автора мозаики, чтобы он знал основы строительства крупных сооружений, а именно вокзала, на котором висит его мозаика и т.д.

Конечно, в нашей реальности дизайнер вынужден заниматься бизнес процессами клиента, даже порой заменять его маркетинговый отдел, но это и есть песочница. По-хорошему, бизнес аналитик должен разбираться хорошо в бизнес процессах, а не дизайнер; проектировщик и специалист по юзабилити должен правильно выстраивать приоритеты на страницах, а не дизайнер; маркетолог должен знать аудиторию сайта и определять русло промо предложения, а не дизайнер выдумывать баннеры, которые повысят продажи; креативный отдел разрабатывать концепцию визуализации и подачи, а не дизайнер. Вот когда все сделано, приходит скромный и профессиональный дизайнер интерфейсов и рисует классный продукт (ну или фуфло, это уже как повезет).

И желательно, чтобы все говорили на одном языке и, мне кажется, такая совместная работа и создает эффект.

Александр Туник      Создано: 15.4.2011, 17:38          

Цитата(Дмитрий Подлужный @ 15.4.2011, 18:23)
Александр, вот вы говорите о повышение профессионализма и при этом скатываетесь к требованию, чтобы дизайнер понимал основы бизнеса клиента. Это все равно, что требовать от художника-автора мозаики, чтобы он знал основы строительства крупных сооружений, а именно вокзала, на котором висит его мозаика и т.д.


Дмитрий, я точно не имел в виду, что дизайнер должен заменять собой проектировщика и бизнес-аналитика. Позвольте, себя процитирую: "...основы композиции, знание теории цвета и формы, основы психофизиологии эмоций и восприятия; основы теории коммуникации; владение русским языком на хорошем уровне; эмпатия к клиенту...".

Дизайнер должен делать своё дело, а не анализировать бизнес-процесс и не проектировать функционал, структуру и коммуникацию. Для этого есть проектировщик. А вот он уже должен передать дизайнеру видение бизнес-процесса, проект и поставить грамотно задачу.

Арсений      Создано: 15.4.2011, 23:20          

«Это все равно, что требовать от художника-автора мозаики, чтобы он знал основы строительства крупных сооружений, а именно вокзала, на котором висит его мозаика и т.д.»

Это не корректное сравнение. В этом примере (про вокзал) дизайнер — это человек, оформляющий фасад и внутренние помещения вокзала. А художник-автор мозаики, это максимум иллюстратор, задействованный на каком-то этапе.

Дизайнер должен, нет, обязан знать основы бизнеса клиента. Иначе это так и будет автор мозаики, а не спец, решающий задачи.

Александр Туник      Создано: 16.4.2011, 9:30          

Цитата(Арсений @ 16.4.2011, 0:20)
«Это все равно, что требовать от художника-автора мозаики, чтобы он знал основы строительства крупных сооружений, а именно вокзала, на котором висит его мозаика и т.д.»

Это не корректное сравнение. В этом примере (про вокзал) дизайнер — это человек, оформляющий фасад и внутренние помещения вокзала. А художник-автор мозаики, это максимум иллюстратор, задействованный на каком-то этапе.

Дизайнер должен, нет, обязан знать основы бизнеса клиента. Иначе это так и будет автор мозаики, а не спец, решающий задачи.


В точку.

Игорь      Создано: 18.4.2011, 15:57          

Насчет порого входа - согласен! У меня давно мнение, что не помещало бы лицензировать (это хотя бы) фирмы, которые создают сайты. Это бы и защитило клиента, который бы не удовлялся где пропала его фирма-разработчик однодневка.

Например за право разработки сайтоы компания должны платить лицензию, в 2000 USD в год.
В итоге - это не большая сумма для фирмы, которая намерена работать долгосрочно и клиент значит будет больше застрахован.
Во вторых, безработные, которые решили подхалтурить не смогут ввести в заблуждение клиента. Если хотят этим заниматься. Либо вкладывайся серъезно или устраивайся работать в студию, либо не занимайся этим.

CMS Сервис      Создано: 18.4.2011, 19:28          

Думаю что это перегиб, административные меры регулирования рынка это не есть гуд, нужно придумать какие-то рыночные меры. А предложенное Вами будет создавать лишнюю почву для коррупции.

Александр Туник      Создано: 18.4.2011, 20:48          

Цитата(Игорь @ 18.4.2011, 16:57)
Насчет порого входа - согласен! У меня давно мнение, что не помещало бы лицензировать (это хотя бы) фирмы, которые создают сайты. Это бы и защитило клиента, который бы не удовлялся где пропала его фирма-разработчик однодневка.

Например за право разработки сайтоы компания должны платить лицензию, в 2000 USD в год.
В итоге - это не большая сумма для фирмы, которая намерена работать долгосрочно и клиент значит будет больше застрахован.
Во вторых, безработные, которые решили подхалтурить не смогут ввести в заблуждение клиента. Если хотят этим заниматься. Либо вкладывайся серъезно или устраивайся работать в студию, либо не занимайся этим.


Думается мне, Игорь, что такая мера ни к чему хорошему не приведёт, как, впрочем, и к плохому. Она просто бесполезна: эти лицензии, во-первых, будут продавать за углом за 2000 рублей, а, во-вторых, никакой гарантией качества они являться не будут.

Порог входа нужно повышать, но не вводя административное ограничение, а создавая условия, чтобы он сам повысился.

Тим      Создано: 1.5.2011, 21:18          

Развитие невозможно без ошибок.
Хотите развивать клиента - позвольте ему ошибаться.
wink.gif


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine