Генеральный директор дизайн-студии "X-project" рассказал читателям CMS Magazine о сайтах и финансовом кризисе.
Дмитрий, по Вашему мнению, что самое важное в сайте: юзабилити, дизайн или CMS?
На самом деле, важны все составляющие. В зависимости от сложности и типа проекта акценты расставляются по-разному. Например, небольшой promo-сайт может состоять из статических страниц, то есть не иметь CMS вовсе. В этом случае, основной задачей будет разработка функционального дизайна, работающего на аудиторию клиента. Еще раз подчеркну: создать "работающий" дизайн, а не просто красивую "обертку" для сайта. Сложные проекты часто требуют расширенную функциональность, стабильность ПО (готовность «принять» на себя большую нагрузку) и удобного с точки зрения пользователя интерфейса.
В любом случае, главное, чтобы сайт выполнял те задачи, ради которых он создавался. Если он решает бизнес-задачи клиента, значит это правильный сайт.
"X-Project" работает на собственной CMS – Content. Что послужило причиной/мотивом для ее разработки? В чем ее отличительная особенность? Работаете ли с другими CMS?
С недавних пор наш клиентский сервис стал предлагать заказчикам варианты реализации проектов на 2-х вариантах CMS. Это CMS собственного производства Content v.3.0. и Битрикс. Для простых проектов мы используем Битрикс, для сложных эффективнее и дешевле использовать собственную систему Content.
Связано это в первую очередь с тем, что наша разработка по сути каждый раз собирается под задачи клиента из разнообразных модулей, а Битрикс имеет готовый функционал.
В зависимости от целей и задач клиента, мы можем реализовать даже простой проект на базе собственной CMS, так как даже «в базовой комплектации» она имеет все необходимые модули: управление лентой новостей и рассылкой, публикация документов, регистрация пользователей, разделение уровней доступа, расширенное редактирование текста, управление форумами, викторинами, гостевыми книгами, голосованиями, возможность организации баннерной сети, расчет стоимости товаров, управление заказами и товарами, организация документооборота, создание каталогов и т.п. Кроме того, наши программисты готовы писать дополнительные модули для системы Content, чтобы реализовать любые специфические функции, необходимые клиенту.
А как часто ваши клиенты заказывают разработку дополнительных модулей? Какие нестандартные модули вам приходилось разрабатывать?
Как правило, в каждом проекте стоимостью выше 15т. EUR используются дополнительные модули, например, в одном из последних проектов для клиента «Столица Медикл», чей бизнес связан с реализацией медикаментов, наши специалисты разработали редактор, специально ориентированный на справочники по медикаментам и заболеваниям, позволяющий реализовывать такие функции как замена ссылок на всем сайте с определенного слова, или возможность проиндексировать все слова, а так же прямо из редактора расставлять тематические перекрестные ссылки.
Для клиента «Счетная палата РФ» разработан отдельный модуль позволяющий проводить интернет-видеоконференции с гражданами.
Дмитрий, как повлиял мировой финансовый кризис на работу Вашей компании, и российский рынок web-разработок в целом?
Чудо не произошло, и кризис нас коснулся, как и большинство компаний во всем мире. Но сразу скажу, что мы не только ни уволили не одного сотрудника, но и не снижали никому зарплату. Проявление кризиса мы почувствовали в снижении количества запросов на услуги, но надо отметить, что уже в декабре, наметился небольшой рост, видимо компании выходят из оцепенения и понимают, что нужно что-то менять, приспосабливаться к новым условиям, оптимизировать бизнес-процессы к новым реалиям. А одно из наших направлений – реклама, и вовсе не снизило обороты, а, наоборот, несколько выросла. Связано это с тем, что многие компании отказались от дорогостоящей рекламы на телевидение и радио, пошли в Сеть и не прогадали, т.к. при меньшей стоимости отдача выше, для многих это стало открытием.
Хочу отметить, что сейчас особо востребовано именно комплексное продвижение проектов, а не использование отдельных методов «раскрутки».
Какие коррективы вы внесли в планы на 2009 год? Есть ли у вас антикризисный план?
В 2009 году мы собирались открыть еще 2 офиса. Сейчас у нас офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Один из них должен был быть открыт в Европе, его открытие мы пока заморозили, а вот 4-й офис в одном из российских городов мы в ближайшее время откроем как и планировали.
Мы переживаем уже третий кризис, нельзя сказать, что к этому можно привыкнуть, но относимся мы к нему более спокойно, чем в к первому. Мы стараемся во всем искать положительные моменты, это хорошее время для переосмысления и возможно открытия нового бизнеса, есть у нас одна идея, которую мы в скором времени, надеюсь, воплотим в жизнь.
Эксперты из разных отраслей экономики называют кризис благоприятным временем для реализации возможностей. Планируете ли использовать сложившуюся эконом ситуацию для отстройки от конкурентов?
Я полностью разделяю мнение экспертов, это видно в моем ответе на предыдущий вопрос и думаю, что кризис почистит ряды компаний и оставит на плаву реальных профессионалов с грамотно отстроенным бизнесом. Таким образом, кризис мне представляется в позитивном плане, ведь он выступает в роли фильтра, очищающего рынок от недостаточно квалифицированных кадров, неэффективно работающих компаний, оставляя на рынке только лучших и сильнейших.
Чего хотите пожелать клиентам, коллегам, партнерам?
Клиентам хотелось бы пожелать эффективно распоряжаться ресурсами в условиях кризиса, ставить правильные цели и эффективно их решать. Коллегам и партнерам - не терять энтузиазма и продолжать не бояться ставить перед собой непреодолимые, на первый взгляд, цели и творчески подходить к решению задач клиентов. Верьте в себя!