Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 12 550 веб-студий, 944 CMS, 226 881 сайт.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Михаил Сливинский, ведущий аналитик департамента поискового продвижения компании Wikimart.ru, преподаватель учебного центра ТопЭксперт.РФ

14.10.2011

Михаил Сливинский, ведущий аналитик департамента поискового продвижения компании Wikimart.ru, преподаватель учебного центра ТопЭксперт.РФМихаил Сливинский
Ведущий аналитик департамента поискового продвижения компании Wikimart.ru

Вопросы задавал Леонид Гроховский.

Л: Миш, как ты считаешь, существует ли проблема поиска квалифицированных кадров, если да, каковы её причины.

М: Да, конечно. Дефицит «готовых» кадров вынудил нас брать стажеров с целью их дальнейшего обучения. Возможно, это к лучшему - наши ожидания от привлечения стажеров пока оправдываются. Отрасль достаточно непрозрачна для бизнеса. Следствие этого – людям нет смысла вкладывать в собственный опыт и образование, т.к. нет механизма оценки компетенций.

Л: А как должен измениться рынок? За кем первый шаг – компании должны поменять подход, или клиенты должны повысить требования?

М: Мы сейчас ведем образовательную деятельность, например, передачи на Megaindex.tv. Сейчас в нашей отрасли нет сертификации и это всё равно, как если бы в строительстве не было гостов на кирпич. Абсурдная ситуация, но в SEO пока всё именно так. Поэтому нужно вооружать знаниями обе стороны – и заказчика, и исполнителя. Тогда отношения станут более цивилизованными и предсказуемыми.

Л: Т.е. тебе бы хотелось донести идею о повышении качества клиентам?

М: Наверное, это двусторонний процесс. С одной стороны, грамотный заказчик заставит seo-компании решать его задачу. С другой стороны, к хорошим оптимизаторов стоит очередь. В SEO многое можно и нужно измерять, чтобы сделать услугу понятной для бизнеса. Недавно мы обсуждали выбор KPI в SEO на MEGAINDEX.TV, рекомендую посмотреть: http://www.megaindex.tv/programs/analytics/seo_dlya_prodazh/

Л: А ты знаешь, что рентабельность большинства SEO-компаний колеблется в районе 20-30%, и несмотря на видимое надувание щек и якобы высокие цены, большая часть уходит на зарплаты сео-специалистам, а повышение качества возможно только за счет повышения цен.

М: А что плохого в повышении цен, если это обеспечит высокое качество? Уже несколько лет можно наблюдать гонку компаний. Как мы видим, непрофессионализм вкупе с неправильно выбранной нишей приводит к неприятным последствиям. Надо более взвешенно подходить к позиционированию, стоит стремиться найти свою нишу и стать в ней лидером. Я за высокие цены и высокое качество.

Л: Как ты считаешь, какими знаниями должен обладать SEO-специалист сегодня, чтобы работать на том уровне качества, о котором ты говоришь?

М: Сложно сказать, наверное, здесь лучше оперировать опытом Алексея Чекушина, человека, который пришел в SEO и быстро добился серьезных результатов. Главный ключ не в количестве набранного опыта (хотя это тоже важно, конечно), а в способности и желании обучаться. Если человек стремится к получению знаний, проводит эксперименты и много работает - можно не сомневаться, с ним всё будет хорошо. Справедливо и обратное. SEO – очень динамичная отрасль: чтобы оставаться на месте, нужно бежать вперед.

Л: Допустим, ты проводишь собеседование на позицию SEO-специалиста. На что ты обратишь внимание?

М: Мы недавно набирали стажеров. Чтобы выбрать четверых, нам пришлось пообщаться с примерно ста кандидатами. Чтобы оценить потенциал стажера, мы предлагали несложные логические задачки. (Приведешь пример?) Да, конечно. Ответь на вопрос, почему медведи не едят пингвинов? Или задача про носки – в абсолютно темной комнате на полу лежит груда носков. Носки бывают трех цветов – белые, черные и серые. Вопрос – какое минимальное количество носков необходимо вытащить, чтобы гарантированно среди них оказались два носка одного цвета. Конечно, мы задаем и традиционные SEO-шные вопросы, но самое главное, что мы хотим найти – это логика. Больше всего мы не любим пересказы чужих мыслей, не подкрепленные собственным размышлением и опытом.

Л: Честно, возникло ощущение, что во время собеседования испытываете на прочность, бывали ли собеседования со специалистами, которые знают больше вас?

М: Отвечу классической цитатой: «People class A hire people class A. People class B hire people class C». Это отлично, когда каждый член команды – безусловный профи, мы к этому стремимся. На мой взгляд, привычная для многих стратегия «я начальник – ты дурак» совершенно бесперспективна и примитивна. Мы так не работаем (смеется)

Л: Считаешь ли ты наличие высшего технического образования обязательным для SEO-специалиста?

М: Строго обязательным, наверное, нет, хотя я не припоминаю хороших сеошников-гуманитариев. Корочка сама по себе ничего не решает, разумеется. Хорошее техническое образование - это мощный фундамент, на котором можно эффективно строить разные вещи, seo в том числе.

Л: Расскажи немного про свой опыт, как ты пришел в SEO?

М: Я долгое время занимался системным администрированием в небольшой компании и помимо прочих задач, занимался сайтом компании. Я стал интересоваться веб-разработкой, написал интернет-магазин с довольно продвинутым поиском и системой управления через MS Excel. Для 2003-го года это было весьма неординарное решение, кажется J. Со временем встал вопрос привлечения трафика, стало интересно влиять на ранжирование документов. Позже я около года проработал в маленькой seo-компании. Последние года два занимаюсь консалтингом и аналитикой по крупным проектам, среди которых были, например, wildberries.ru, sven.ru и т.д. Наиболее привлекательным применением своих знаний я считаю аналитику для порталов, мне приятно работать с компаниями, не зацикленными на краткосрочных выгодах и имеющим приоритет долгосрочного развития. Работа аналитика стоит немалых денег, но таким компаниям обычно не приходится доказывать, что это нужно. Сейчас я работаю в Викимарте. Это чрезвычайно позитивная и сильная команда специалистов.

Л: Почему ты решил принять участие в предстоящем учебном SEO-курсе ТопЭксперт.РФ, для чего тебе это нужно?

М: Я считаю, что, если, мне есть чем поделиться, я должен об этом рассказать. Я сам люблю учиться, и также приятно видеть, когда кто-то чему-то учится и достигает результата в профессиональном росте. Я и внутри компании занимаюсь обучением. С хорошей аудиторией приятно работать, обучение происходит в обе стороны.

Л: Что ты будешь читать на предстоящем учебном курсе SEO?

М: Основная моя задача не в том, чтобы напичкать людей конкретными кейсами, с которыми они гордо пойдут по жизни, а дать им понимание и логику для самостоятельной генерации идей и подходов. Хотелось бы, чтобы это было именно так. Это не означает, что не будет кейсов, но главная задача – выработать правильную логику. Интереснее всего мне рассказывать про аналитику, конечно, в том числе и в самых неожиданных применениях. Возьмем анализ семантики – многие ли анализируют глубоко типы запросов, по которым приходят люди, особенности лэндинга, влияние типа запроса на конверсию? Понимает ли среднестатический оптимизатор, кто покупатель на его сайте? И так далее, можно перечислять долго.

Л: Миш, если не секрет, сколько времени приходится уделять работе?

М: Наверное, лучше спросить об этом мою жену, она ругается очень, когда ко мне во время ужина приходит озарение, и я начинаю проговаривать или записывать идею (смеется). Конечно, она не разделяет моей радости к непрерывной работе и заставляет меня отдыхать.

Л: Какие профессиональные цели ставишь перед собой на ближайший год – три?

М: Я много хотел бы. Вопрос – на что найду время. Мне было бы интересно углубиться в математическую статистику, построить несколько правильных удобных сервисов по измерению seo-величин, провести множество экспериментов и проверить много наработанных гипотез. Я надеюсь, мы сделаем сделать несколько проектов внутри Викимарта, аналогов которым пока просто нет.

Л: Назови самое интересное, если это не секрет.

М: Могу намекнуть – интересны задачи прикладной лингвистики (кластеризация запросов и пр.), разработка подхода к измерению поведенческих свойств документа/сайта и их корреляции с ранжированием. Много чего интересного и сложно выделить что-то одно, интересы и точки приложения усилий разнообразны.

Л: Есть ли на рынке сео-команды в компаниях, по твоему опыту, способные в плане аналитики составить конкуренцию викимарту?

М: Конечно, есть хорошие специалисты. В аналитике могу назвать Сергея Людкевича, Илью Зябрева, Женю Трофименко. Фокус аналитики может быть разный, у нас это – максимизация прибыли на единицу вложенных ресурсов, а у аналитиков из SEO-Агрегаторов фокус и подходы другие.

Л: Миша, спасибо большое за интервью, было очень интересно! Уверен, тебе как никому другому есть чем делиться. Давай напоследок какое-нибудь напутствие нашим читателям!

М: Я искренне желаю всем слушателям испытывать радость от получения новых знаний и навыков, ведь это замечательно когда ты сегодня знаешь и умеешь намного больше, чем вчера. Мне бы очень хотелось видеть практический результат у тех, кого мне приходится обучать, в том числе на предстоящем учебном курсе.



Комментарии (Facebook)

Комментарии (2)

Дмитрий Дулепов      Создано: 14.10.2011, 15:47          

Классные цитаты:
====================
Л: Как ты считаешь, какими знаниями должен обладать SEO-специалист сегодня, чтобы работать на том уровне качества, о котором ты говоришь?

М: Сложно сказать, наверное, здесь лучше оперировать опытом Алексея Чекушина ... Главный ключ не в количестве набранного опыта (хотя это тоже важно, конечно), а в способности и желании обучаться.
====================

Чекушин? Это тот самый, который пиарил Мизаила Сливинского недавно в другом интервью (http://www.seonews.ru/interviews/detail/123803.php)? Они друг друга пиарят, что ли?

Вопрос к Сливинскому. Из интервью следует, что знания сеошнику не важны, а важно желание обучаться. Вы и правда так думаете? Я просто не могу в это поверить, поэтому и хочу уточнить.

А вот вопрос ко всем остальным читающим: найдётся кто-нибудь, кто свои деньги доверит СЕОшнику без знаний, но желающему обучаться премудростям СЕО прямо на вашем сайте? Не боитесь в бан попасть? А дизайнеру без опыта, но с желанием обучаться, дизайн сайта доверите? А "админу" без опыта, но с желанием, администрирование сайта доверите? А программисту без опыта? А автомеханику? А сантехнику? И деньги заплатите? Ну, вы прям Абрамович...

====================
Л: Допустим, ты проводишь собеседование на позицию SEO-специалиста. На что ты обратишь внимание?

М: ... Ответь на вопрос, почему медведи не едят пингвинов? Или задача про носки – в абсолютно темной комнате на полу лежит груда носков. Носки бывают трех цветов – белые, черные и серые. Вопрос – какое минимальное количество носков необходимо вытащить, чтобы гарантированно среди них оказались два носка одного цвета.
====================

А, ну это типично для России: морально сломать кандидата и показать ему, что он – ноль, заставляя отвечать на вопросы, не относящиеся к работе. Кандидаты, вот вам самозащита от таких вопросов: http://blogs.msdn.com/b/ruericlippert/arch...feynman-do.aspx

В СЕО есть конкретные приёмы (писал тут: http://dmitrydulepov.livejournal.com/13549.html). Им просто надо чётко следовать, а пингвинов и прочие, не имеющие отношения к делу вопросы, оставить Антарктиде. И проверять людей надо, предлагая им совершенно конкретные ситуации, связанные с СЕО. На вскидку пример вопроса: "Вы видите в SERP Яндекса какие-то странные sitelinks для вашего сайта. Из-за чего это может быть, и какие конкретные меры вы бы предприняли для улучшения ситуации? Тоже самое для Гугла (ответы разные!)." Если человек не может ответить на такой вопрос, то его кваливикация подлежит большому сомнению. А если ответит правильно, его срочно нужно брать на работу, ибо таких очень мало.

Другой вопрос для проверки СЕОшников (лёгкий): "Как за один заход сообщить поисковикам о всех страницах сайта, которые надо проиндексировать?". Тренируйтесь! smile.gif

Вопрос к аудитории. Кто-нибудь знает сайт, оптимизированный Михаилом Сливинским? Работы отдельных российских сеошников я видел, многие из них достойны уважения. Но вот Сливинского не припомню. Возможно, просто пропустил, буду благодарен за ссылочку. Хочу взглянуть, а то интервью какое-то двойственное впечатление оставило.

Прошу прощения, если кого-то обидел. Не было такого намерения. Текст писался без желания наехать, или оскорбить, или что-то подобное.

Извиняюсь лично персонально заранее перед Михаилом Сливинским, если его мой коментарий задел. Мной движет исключительно жажда знаний, а это важно, если верить интервью.

Михаил Сливинский      Создано: 14.10.2011, 20:39          

"Из интервью следует, что знания сеошнику не важны, а важно желание обучаться". Неверно. Из "Главный ключ не в количестве набранного опыта (хотя это тоже важно, конечно), а в способности и желании обучаться." следует то, что недостаток знаний (конкретно - у наших стажеров в seo) мы без проблем закрываем за несколько месяцев, но нехватку логики и системности закрыть намного сложнее. Соответственно, от толковых технарей с нормально развитой логикой пользы намного больше, чем от многих "опытных seo-шников" с разнообразными "тараканами" в голове. Практикующие и безграмотные - Ваш домысел.

Речь о подборе стажеров, читайте внимательно: "Мы недавно набирали стажеров.". У них нет опыта в seo, поэтому задавать им seo-шные вопросы - безумие. Seo мы обучим, но логике - нет. Поэтому наша задача - выбрать максимально толковых и сообразительных. И логические задачки для этого отлично подходят. Про "ломать кандидатов" - опять досужие домыслы.

Дмитрий, если Вами действительно движет жажда знаний - нет проблем. Я стараюсь делиться практически всем, что имею (за исключением данных, представляющих коммерческую тайну; но и даже их обычно удается публиковать, проведя нормировку). Мой блог, программа Аналитикум, семинар в Нетологии.


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine