Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 12 540 веб-студий, 944 CMS, 226 562 сайта.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Пол-литра и российский рынок CMS

Упоминаемые CMS

Пол-литра и российский рынок CMS Алексей Бородкин
Источник:  Telnews.Ru
Дата публикации:  06.09.2007

Высказыванию Алексея Сидоренко о том, что «рынка CMS не существует», уже ставшему крылатым, в конце августа стукнуло полгода: именно в последних числах февраля мы весьма подробно побеседовали на тему обстановки в российском CMS-секторе. Что же изменилось за прошедшие полгода?

Надо сказать, весна 2007 года стала для рынка CMS судьбоносной: именно тогда большинство его участников осознали, что за первое место бороться бессмысленно – его надежно заняла компания «1С-Битрикс».

Конкуренты наносят ответный удар

Бежавшим вслед за «Битриксом» и весело улюлюкавшим при этом игрокам того же рынка ничего не оставалось, кроме как поджать губы и таинственно отмалчиваться на неизменно острые вопросы по поводу конкуренции в отечественном секторе CMS. Впрочем, бездействовали они недолго: как говаривал Михаил Зощенко, человек – не блоха, ко всему привыкает. Вот и конкуренты поняли, что если нельзя «Битрикс» обогнать, то уж за второе место можно бороться за милую душу, а там, глядишь, и до лидера можно будет дотянуться года эдак через два-три.

Сказано – сделано, и полугодие с марта по август 2007-го вышло весьма любопытным. Так, компания Umisoft под руководством Сергея Котырева в апреле начала продажи обновленной версии UMI.CMS, получившей имя весьма величественное и грозное – UMI.CMS PRO. Главной чертой проекта стала открытость программного кода, обеспечивавшая, по словам создателей, необычайную гибкость и привлекательность. Дело дошло до того, что Сергей Котырев разрешил своим партнерам не упоминать имя UMI.CMS при модификации и продавать конечный продукт под любыми именами. Все это вкупе с еще одним никуда не девшимся козырем «Юмисофта» - дружелюбным интерфейсом UMI.CMS – несколько укрепило позиции компании.

Но недолго музыка играла: через какую-то пару месяцев о себе дала знать еще одна компания-ветеран сектора CMS – NetCat, под предводительством Дмитрия Васильева устроившая в июле полномасштабную презентацию новой, третьей версии своей CMS. Свежая версия теперь ничем не уступала конкурирующим системам, щеголяя новой компонентной структурой, а также поддержкой технологий Web 2.0. Тем самым NetCat одной левой устранила технологическое отставание и заодно напомнила о своем существовании широкой публике.

Впрочем, как признался и сам Дмитрий Васильев на июльской презентации, все эти шаги позволили закрепиться лишь на втором месте, в то время как «1С-Битрикс» ушел еще дальше, выпустив в мае шестую версию своей CMS, которая ввела кардинально новую технологию компонентов и стала поддерживать автоматическое кэширование.

Но конкуренты все-таки не унывают – благо, ситуация на рынке сейчас далека от стабильности.

Как мыши кота хоронили

Дело тут не только в противостоянии коробочных и «студийных» CMS, о чем мы писали вчера, о и в физическом противостоянии между отдельными компаниями-разработчиками CMS, а также отдельными студиями.

«Конкуренты у «1С-Битрикс» и так есть, ни о какой монополизации рынка, как кое-кто говорил после создания СП «Битрикса» и «1С», речи даже не идет, - рассказывает Дмитрий Васильев, глава NetCat. - Наоборот, темпы увеличения количества партнеров и продаж у нас такие же высокие, как были и год назад. По моей оценке, сейчас доля «1С-Битрикс» составляет около 50%, дальше - NetCat с 20% (сразу оговорюсь - это очень грубая оценка, ведь точных данных об объемах продаж наших коллег по рынку нет, хотя до этого года мы практиковали обмен данными об объемах продаж с некоторыми другими производителями CMS). И доля нынешнего лидера в ближайший год будет снижаться. Аргументировать этот прогноз не буду из коммерческих соображений».

К слову, качественно схожие оценки приводит и Андрей Терехов в своем исследовании рынка CMS. Правда, количественно они отличаются достаточно сильно: так, доля «1С-Битрикс», по мнению Андрея Терехова, составляет 71%, а доля NetCat – всего 14%.

Впрочем, воевать с «1С-Битрикс» Дмитрий Васильев не намерен: «Что касается прямой конкуренции с «1С-Битрикс», то играть на его поле действительно бесполезно. Но рынок пока очень мало насыщен, и, если хорошенько присмотреться, то воспользоваться в своих интересах некоторыми технологическими особенностями продукта «1С-Битрикс» не так сложно», - замечает глава NetCat.

Впрочем, о бесполезности борьбы с «Битриксом» готов поспорить Сергей Котырев. В беседе с TelNews он не преминул заметить, что лидерство «Битрикса» вроде бы даже закончилось, но к активным действиям призывать не стал – рано. Как бы то ни было, есть и еще несколько факторов, которые влияют на текущее положение дел на CMS-рынке. Прежде всего, бешеные темпы роста при малых размерах рынка на сегодняшний момент.

«Хотя мы уже привыкли к словосочетанию «рынок CMS», по сравнению с другими смежными рынками наш только формируется, - рассуждает Дмитрий Васильев. - Объем рынка пока очень мал (по моим оценкам, совокупные продажи российских производителей CMS в 2006 году составили $2-2,5 млн.) и совершенно не заметен в объеме рынка веб-разработок. Согласно исследованию проекта Webinform, в 2005 году он составил $35-40 млн.; в прошлом же году он значительно увеличился».

Кроме того, в числе причин «несформированности» рынка Дмитрий Васильев называет его непрозрачность для внешних исследований, а также темпы роста. «Рынок очень быстро растет - примерно в 3 раза ежегодно в течение последних нескольких лет, - отмечает глава NetCat. – В то же время рынок крайне непрозрачен извне, подробных исследований рынка в последние годы не было; сейчас невозможно определить даже третье место на рынке. Реально оценить достоинства и недостатки ведущих продуктов сейчас может только очень хороший специалист, да и то пол-литра не помешает».

С этими оценками, к слову, согласен и директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков: «Мы считаем, что этот сегмент будет расти в 2-3 раза ежегодно и, со своей стороны, постараемся еще ускорить этот процесс».

Сергей Котырев, в свою очередь, занимает несколько «диссидентскую» позицию. Как он поведал TelNews, крупные игроки в CMS за последние годы внушили пользователям, что их системы удобны и эффективны, а в действительности их клиенты просто не знают лучшего – и сейчас, на самом деле, мучаются, что тормозит развитие всего сектора в целом.

Туманные тренды

Несмотря на то, что CMS-рынок напоминает хорошо разворошенный муравейник, он развивается по достаточно жестким законам, которые вполне можно отследить.

«CMS перестают быть простыми системами управления контентом и начинают закрывать полный спектр потребностей в управлении сайтом, - отмечает Сергей Рыжиков. – Кроме того, с рынка будут уходить индивидуальные разработки, которые не вышли в разряд тиражных продуктов - тиражные продукты вытеснят частные разработки. CMS станут такой же частью IT-инфраструктуры компании, как и офисное ПО, бухгалтерские и ERP-системы. Интеграционные вопросы будут решающими при выборе CMS».

«Продукты будут больше ориентироваться на конечного пользователя (сейчас ориентация практически всех решений - на разработчика сайта), - прогнозирует Дмитрий Васильев. - Если сейчас абсолютное большинство продаж «коробок» идет через партнерскую сеть веб-студий, то в ближайшем будущем каналы продаж сильно диверсифицируются. В то же время, роль «общественного мнения» веб-разработчиков станет играть большую роль в развитии продуктов, нежели сейчас. Рост рынка в геометрической прогрессии продолжится. Однако через пару лет на рынке останется не более трех заметных игроков, остальные будут вынуждены или перепрофилироваться, или специализировать свои продукты (например, разрабатывать решения только для какой-либо отрасли экономики)».

Сходны мнения главных игроков сектора CMS и по вопросу об участии иностранных игроков в развитии российского рынка. Так, Сергей Рыжиков отмечает: «Западные продукты будут приходить на российский рынок, но, скорее всего, в сегменте корпоративных порталов и в лице крупных западных игроков».

«Шанс появления сильных иностранных игроков на CMS-рынке крайне мал, - соглашается Дмитрий Васильев. - Это связано с тем, что на Западе сильные игроки есть только в других ценовых нишах, а ниши «сотни и тысячи долларов за копию CMS» просто нет».

Что характерно, Сергей Котырев придерживается похожей точки зрения, отмечая, что западным компаниям невыгодно предлагать российскому пользователю слишком дорогой продукт, который еще надо и локализовать.

В общем и целом, вектор развития основных российских CMS-игроков сейчас направлен не на Запад, а на российский рынок. И Сергей Рыжиков, и Дмитрий Васильев, и Сергей Котырев в один голос отмечают, что первостепенной задачей их компаний является развитие в пределах России, и только потом уже можно будет подумать о Западе – а это ли не показатель того, что на российском рынке еще не все решено?


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine