Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 12 540 веб-студий, 944 CMS, 226 562 сайта.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Студии против «коробок» - кто кого?

Упоминаемые CMS

Студии против «коробок» - кто кого?Федор Смирнов
Источник:  Telnews.Ru
Дата публикации:  05.09.2007

Такое уж самобытное явление – российский рынок CMS, что даже по поводу его ближайшего будущего высказываются диаметрально противоположные мнения. Разработчики систем управления контентом ожидают роста в геометрической прогрессии и готовы принять покаявшиеся веб-студии в партнеры.

Аналитики же боятся, как бы самим «королям коробок» не пришлось переквалифицироваться в сайтостроители - с ростом интереса к индивидуальным решениям. Как бы то ни было, ни в одном вопросе не замечено скучного единодушия, а это значит, что отечественный рынок CMS ждет немало интересных событий.

Напомним, что будущее глазами разработчиков «коробочных» продуктов уже изложил Дмитрий Васильев, генеральный директор компании «АИСТ», производителя NetCat, на пресс-конференции, посвященной выходу NetCat 3.0. Самописные «движки» постепенно уйдут в прошлое, а мелкие студии превратятся в партнерские компании и начнут нести «коробки» в массы. Разработка CMS выделится в отдельное направление «софтверного» рынка, где скоро останется 2-3 крупных игрока, остальные будут заниматься специализированными задачами.

«Основной тренд на рынке CMS - растущее преобладание коробочных CMS над внутренними продуктами», - утверждает Сергей Котырев, возглавляющий компанию Umisoft. Он признает, что пока еще open-source и студийные системы управления контентом доминируют на рынке, а веб-разработчики идут под партнерское крыло производителей «коробок» больше в целях саморекламы, нежели по финансовым или технологическим причинам. Это не может продолжаться вечно. Скоро преимущества «коробочного» ПО осознают как разработчики сайтов, так и их пользователи, считает Котырев.

«Некоторые разработчики коробочного ПО для управления сайтами стали уделять больше внимания маркетинговому планированию и продвижению своих систем, в связи с чем можно говорить о начале активной конкуренции между «коробками» и об информационной открытости участников рынка в отношении собственного продукта», - сообщил он, говоря об основных рыночных трендах на рынке CMS.

Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс», уверен, что поворот в сторону «коробок» для веб-студий неизбежен. «Технологический разрыв между продуктом и своей разработкой уже настолько очевиден, что потребителя становится все сложнее убедить в выборе своей CMS», - считает он. По его мнению, современные CMS перестают быть простыми системами и начинают охватывать полный спектр потребностей в управлении сайтом. «Движки» сайтов, когда-то рассматривавшиеся исключительно как «вещь в себе», станут такой же частью ИТ-инфраструктуры компании, как офисное ПО, бухгалтерские и ERP-системы.

Дмитрий Васильев даже рискнул предположить, как скоро «коробкам» удастся окончательно переломить ситуацию в свою пользу. «Думаю, что через пару-тройку лет абсолютное большинство веб-студий откажется от использования собственных разработок в пользу бесплатных или коммерческих систем управления сайтами», - предсказал генеральный директор «АИСТа».

Аналитики «ФИНАМа» не разделяют победоносных настроений разработчиков коробочного ПО. «В последние годы стабильно растет спрос на CMS-решения с более широкой функциональностью, - сообщил Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга. - Как результат, будет сокращаться доля коробочных систем в пользу комплексной услуги, включающей в себя внедрение решения и управление им. Многие CMS постепенно будут вытесняться в достаточно узкую нишу любительских сайтов, так как среди корпоративных потребителей растет спрос на уникальные продукты».

Далее он высказал совсем уж крамольную мысль о том, что веб-студии как раз имеют все шансы на сохранение и увеличение своей рыночной доли за счет спроса на индивидуальный продукт. Правда, для этого компаниям придется осваивать технологии маркетинга, повышать качество своей работы, чтобы быть в этом отношении заметно выше создателей «коробок».

Сохранят ли студии собственные разработки, либо попадут в феодальную зависимость от разработчиков коробочных CMS – вопрос спорный. Тем не менее, никто из комментаторов не сомневается в высоких и устойчивых темпах роста этого сегмента. Владислав Кочетков из «ФИНАМа» говорит о 100% за прошлый год и не менее 40% - в последующие три года. Сергей Рыжиков предполагает ежегодное увеличение рынка в 2-3 раза, с такой оценкой согласен и Дмитрий Васильев.

Нынешняя ситуация на рынке напоминает погоню за почти недосягаемым пока лидером, который недавно породнился с компанией «1С». Расклад на ближайшее будущее, по мнению участников рынка, будет зависеть от дальнейших действий «1С-Битрикса». «Лидерство компании по количественным характеристикам не оспаривается, но некоторые технологические особенности продукта и специфика «брака» с 1С дают другим производителям отличный шанс обойти нынешнего лидера «с фланга», - высказал свое мнение Дмитрий Васильев (NetCat). Он полагает, что его компания в ближайшие годы сможет удержать вторую позицию, хотя конфигурацию рынка могут изменить слияния/поглощения и вывод на рынок сильных инновационных решений.

«Лидерство «Битрикса» – это результат не конкуренции, а отсутствия других заметных игроков на рынке в течение долгих лет, - заявил Сергей Котырев (Umi.CMS) в интервью TelNews. - В этом плане оно уже закончилось. Что касается абсолютных показателей (объем продаж) - оно закончится через год-полтора. Через год-два на российском рынке CMS останется 3-4 крупных игрока, которые поделят его между собой и между которыми будет достаточно сильная конкуренция. Среди лидеров рынка сейчас я вижу UMI.CMS, «Битрикс», NetCat и, возможно, за это время проявят себя еще 1-2 системы, если они начнут активное развитие прямо сейчас. Уверен, что никому не удастся сделать с рынком CMS то же, что удалось сделать компании «1С» с рынком бухгалтерского ПО много лет назад. По крайней мере, мы сделаем все, чтоб не допустить такого несчастья».

Растущее усложнение систем управления контентом на фоне «застывшего» в своем развитии среднестатистического пользователя не кажется создателям коробочных CMS проблемой. «Подобное положение вещей характерно для всего рынка программного обеспечения, - пояснил Сергей Рыжиков («1С-Битрикс»). - Продукт набирает функционал, появляются мастера настройки, выделяются типовые операции, интерфейс учится привычкам пользователей. Совершенно по аналогичному сценарию развиваемся мы с нашим продуктом».

По утверждению Сергея Котырева, на отечественном рынке крайне мало систем, которые действительно делают «то, что нужно»: облегчают пользователю управление сайтами, а разработчику – их создание. «Последние годы крупные игроки «воспитывали» незрелый рынок, пытаясь внушить пользователям, что предлагаемые ими решения как раз удобны и просты. Некоторые привыкли к неудобным решениям, но «привычно» не означает «удобно». Я обычно привожу в пример Пушкина, который писал гусиным пером и считал его удобным, поскольку лучшего инструмента для работы с контентом не знал. Но если бы ему предложили попробовать шариковую ручку, его мнение об удобстве пера резко бы изменилось», - провел аналогию Сергей Котырев.

Не стоит ожидать в ближайшие годы широкого распространения инструментов для миграции с одной CMS-платформы на другую. По словам Дмитрия Васильева, пока еще проще бороться за новых клиентов, чем переманивать существующих. Схожую позицию занял и Сергей Рыжиков: «Подобное положение вещей характерно для перенасыщенного рынка. Сейчас всем хватает места, и соприкосновение игроков незначительно. К тому же, есть технологические ограничения. Легко мигрировать с простой системы на сложную, а обратно уже очень сложно». По словам главы Umisoft Сергея Котырева, вопрос миграции уже сейчас встает очень остро, и для UMI.CMS это важная, но не срочная задача.

Разделились мнения и по поводу выхода российских CMS на западный рынок. «Проблема в том, что в России создалась довольно уникальная относительно остального мира ситуация, - прокомментировал Дмитрий Васильев. - На Западе сегмента рынка CMS, аналогичного тому, который мы рассматриваем, просто не существует. Импортные решения hi-end в России уже есть, но используются только в гигантских проектах, равно как есть и западные продукты open-source. А вот решения стоимостью сотни/тысячи долларов практически не известны».

«1С-Битрикс» известен попытками выйти со своим продуктом за пределы России и СНГ. Сергей Рыжиков уверен, что российские CMS на Запад выйдут и уже выходят, вопрос только в темпах и прогнозах.

Его коллега Сергей Котырев считает, что выход российских систем управления контентом на западный рынок – процесс не быстрый. «Пока единственный признак, по которому наши отечественные продукты способны конкурировать с западными, - это цена. Уровень поддержки зарубежных пользователей вряд ли может быть высоким в первые годы выхода продукта на рынок. Кстати, именно поэтому западным компаниям не резонно предлагать свой продукт российскому потребителю, потому что он стоит значительно дороже российских аналогов, а локализация поддержки требует значительных затрат. Мы сами не против того, чтобы продавать UMI.CMS на Западе, однако пока вся наша энергия направлена на рынок России и СНГ», - добавил он.


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine