Небольшое предисловие. В середине августа меня попросили от имени CMS Magazine сделать прогноз для сайта Обещания.ру. Порассуждать о том, что произойдёт в ближайшие пять лет с так называемыми «внутренними» CMS веб-студий. Я честно порассуждал и о «внутренних» и о «внешних» CMS-ках, но, как оказалось, наговорил много лишнего: весь прогноз должен был уместиться в пару абзацев, а мой-то вышел на полотры страницы!
В общем, прогноз мой резали и уминали, пока он не достиг желаемого объёма, невзирая даже на частичное изменение смысла. Получившийся вариант можно найти на Обещаниях.ру, если интересно. Ну а мы решили познакомить вас с исходным текстом — что ж добру пропадать? Да ещё, глядишь, холивар небольшой разожжём, тема-то такая, способствующая.
Итак, изначальный вопрос и ответ на него:
Вопрос: «Будет ли в течении следующих пяти лет наблюдаться потеря интереса к собственным CMS в пользу „коробок“ и открытых решений?»
Ответ:
В вопросе о судьбе «внутренних» CMS веб-студий никакой интриги нет. С одной стороны, создание и развитие такой системы отнимает у студии большие ресурсы, с другой — всё чаще клиенты ставят условием сотрудничества разработку на той или иной «коробочной» CMS. А с третьей стороны и «коробки» с каждым годом становятся всё функциональнее.
В итоге с точки зрения бизнес-процессов «коробочные» продукты имеют неоспоримые преимущества перед «самописными». Поэтому основная тенденция, которую мы уже несколько лет наблюдаем на российском рынке веб-разработки — неуклонное снижение доли «внутренних» систем и рост доли коробочных (как коммерческих, так и Open Source):
Конечно, «внутренние» системы совсем с рынка не исчезнут, но думаю, что в течение ближайших пяти лет их доля упадет процентов до пятнадцати и на этом уровне стабилизируется.
А главная интрига на рынке CMS — динамика Open Source-систем. Как видно на графике, за последний год они очень серьёзно усилили свои позиции у нас в стране, при том, что производители коммерческих «коробок» не жалеют сил на подчёркивание преимуществ платных продуктов перед бесплатными.
Так что основной вопрос звучит так — сумеет ли Open Source в ближайшие пять лет обойти коммерческие CMS и получить в России бОльшую распространённость? На мой взгляд, к концу пятилетки есть все шансы на уравнивание абсолютных долей. Конечно, будет дифференциация по типам проектов, для каждого типа будут свои предпочтительные системы, но, абсолютные доли вполне могут сравняться и даже, возможно, появится некоторая тенденция к перевесу Open Source.
Но это прогноз для спокойного и линейного развития рынка. А вот если стране придётся пройти через новые экономические кризисы, то это даст Open Source дополнительную энергию роста: заказчики будут искать возможности снижения расходов на создание сайтов, а использование бесплатных CMS — один из самых очевидных способов сделать это. В этом случае к концу пятилетки доля Open Source может достичь
Андрей Коновалов,
руководитель службы исследований и аналитики CMS Magazine
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.