Итак, мои занятия на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий» бизнес-школы RMA продолжаются. ;-)
27 апреля у моей группы (группа И-14) стартовала серия мастер-классов. Их ведут Михаил Хомич и Юрий Митин — предприниматели, руководители бизнес-инкубатора МГУ, авторы и ведущие передач на КоммерсантъFM. После окончания курса (он состоит из 8 занятий) нас познакомят с потенциальными инвесторами: если какие-то проекты их заинтересуют, то у авторов идеи будет шанс реализовать свою задумку.
Как найти и оценить бизнес-идею? Как понять, какая бизнес-модель подойдёт лучше всего? Какую стратегию выбрать? Как собрать команду? Как найти инвестора? Как дружить с партнерами?.. Вопросов масса — и каждый важен для будущего бизнеса. А ещё важнее — ответы на эти вопросы. Именно их мы будем искать на протяжении всего курса.
На первом занятии мы уже поняли, как найти бизнес-идею. Ее можно найти благодаря проблеме (нужно придумать способ решения проблемы). Например, при заказе одежды через онлайн-магазин всегда сложно представить, как вещь будет смотреться «на живом человеке». Магазин asos.com впервые разместил не только стандартные фотографии одежды, но и видеоролики. Они помогают увидеть почти вживую, как одежда «сидит» на теле. Проблему можно искусственно навязать обществу (придумайте проблему и убедите людей в том, что без вашего продукта жизнь невозможна). Яркий пример, о котором, может быть, вы и так знаете — жевательная резинка. Об остальных способах рассказывать не буду, пусть останутся загадкой — у вас будет лишний стимул записаться в ряды студентов бизнес-школы RMA.
Оказывается, при оценке идеи важно НЕ молчать. Спрашивайте у экспертов или потенциальных пользователей, было бы им интересно воспользоваться той или иной услугой, приложением, сервисом. Говорят, что идею нельзя украсть. Дескать, то, что было якобы украдено, на самом деле — просто лучше реализовано. Или реализовано только один раз, и то не первоначальным автором идеи, потому что он не смог, забыл, передумал. Лично я в это не верю — и по-прежнему стараюсь молчать и таить все замыслы внутри себя. Может быть, это и неправильно, зато так спокойнее. ;)
Хотя, если поразмышлять... Что я могу получить от публичной огласки? Новые идеи, советы, критику. Критика, кстати, очень важна. Ее нужно уметь воспринимать и не опускать руки. Часто, озвучив идею, автор слышит два ответа:
Бывает, окружающие говорят, что идея невыигрышная, ничего не получится. Все отговаривают, а в итоге идея выстреливает и автор добивается цели. А иногда автор так верит в себя, что не слышит окружающих. Ему говорят «не получится», а он все равно берется и... проваливает. И не потому, что у него нет опыта, а потому что идея действительно неосуществимая. Например, так было с Virgin Cola.
Владелец компании, Ричард Брэнсон, решил создать конкурента известной Coca-Cola. Задумка провалилась. Virgin Cola до сих пор малоизвестна: она продается в Афганистане, Косово, КНР, Тунисе, Филиппинах и нескольких других странах. Ещё Virgin Cola можно приобрести на борту Virgin Atlantic.
Никто не застрахован от провала: эксперты оценили идею, люди в восторге, а ты сам, своими руками, по незнанию губишь потенциал. В итоге бизнес-модель отправляется либо в мусорное ведро, либо ее делает кто-то другой, но не ты. Лучше, если в ведро. Не так обидно и, по крайней мере, нет ощущения грабежа...
У меня есть задумка, о которой пока знают всего несколько человек. Я бы хотела попробовать реализовать ее, но чуть позже. Сейчас ещё не хватает знаний и опыта. Надеюсь, что Михаил и Юрий помогут мне найти ответы на многочисленные вопросы и подскажут, как сделать так, чтобы идея не отправилась в корзину. Кстати, очень интересно, как изменится мое видение идеи после окончания курса. Наверняка, что-то я буду воспринимать совсем иначе, чем сейчас. В общем, следите за новостями! :-)
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.