Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 10 153 веб-студии, 892 CMS, 217 374 сайта.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Причины закрытия интернет-студии

Предыдущий пост собрал большое количество комментариев и, совершенно неожиданно для меня, несколько человек попросили написать о причинах. Выполняю обещание. Много мата, я предупреждаю. Старался избежать нытья, мои решения — моя ответственность, мои ошибки и мой опыт. Если где-то сорвался — скажите мне об этом, я доработаю текст.

Если совсем-совсем кратко, то можно описать ощущения так. Ты как будто лепишь домик из г..на мягкой глины. Слепил: хороший, красивый, радует глаз и кошелек. Только отвернулся, а он — «пффф» — и начинает оседать. Вначале проваливается крыша, потом оплывают стены. И в результате опять исходная куча г..на глины.

Что мы имеем на текущий момент (ахтунг, раскрываю цифры):

  • Около 35 постоянно платящих заказчиков с договорами на разнообразные ежемесячные услуги.
  • Около 2м оборота за текущий год.
  • Около 150к ежемесячных счетов за SEO (текущий ссылочный бюджет — порядка 30к).
  • Около 230-250к месячного оборота за последние 4 месяца.

Почему же я отказываюсь от всего этого счастья? Да все просто, не вижу перспектив! Не хочу растить актив, который будет требовать моего пристального внимания всю жизнь.

У меня есть управляющий — человек-золото, решающий все текущие вопросы с заказчиками вот уже больше года. Есть работники, знающие свои обязанности и готовые работать.

Но совсем нет желания стоять над всем этим с кнутом и пряником. Все рассуждения о работниках в прошлом посте — неспроста. Все проблемы я испытал на себе.

Итак, первая и основная причина: нежелание людей работать за совесть при традиционной системе оплаты.

Никого не хочу обидеть, но из всех, прошедших через студию работников (человек 12-15) у меня реально нет вопросов к двум. И это при том, что был какой-никакой начальный отбор: я старался выбирать порядочных.

Написал тут большой кусок текста про одного из работников, но по итогу решил удалить. Пусть все будет на их совести. Хорошую рекомендацию я готов дать двум работавшим со мной людям.
Скажу только, что зарплаты последнее время были существенно больше, чем обязанности и затрачиваемое на их реализацию время.

Думаю, эту проблему можно было бы решить хорошим управляющим. Но, мать моя, где же мне взять 80-100к на зарплату действительно адекватному управленцу на этапе стартапа?

Вторая причина: заказчики

Самарский мелкий бизнес. Ребята, это п..дец. Мы выбиваем свои с..аные 5 тысяч рублей по нескольку месяцев. При этом судиться из-за накопившегося долга в 20-30 тысяч пока влом — а сайт вырубить не можем, т. к. просядут позиции, договор будет расторгнут и в итоге судиться таки придется. При этом заказчики совершенно нормально покупают себе новые машины. Нам можно не платить — мы все равно продолжим работать. Из 35 текущих (и примерно 15 прошедших через нас) заказчиков реально лично мне приятно работать с тремя. Да-да, всего тремя. Это действительно люди слова, следящие за своими обязательствами.

Да что там говорить. Я сдружился с одним из заказчиков. В итоге он приостановил деятельность, но остался должен моей фирме 90 тысяч. 10 вернул за год. С остальными я был готов проститься, х.. с ним, дружба дороже. Но, чувак купил квартиру и теперь меня избегает. Мне реально очень неприятно, если не сказать — больно. Люди меняют хорошие отношения на с..аные 80 тысяч рублей. Я принял решение не передавать долг коллекторам. Совесть ему судья.

<Да блять, иногда мне кажется, что я единственный человек в этом городе, вовремя платящий по счетам и не забывающий о долгах. Ну или во всяком случае, прикладывающий усилия, чтобы платить вовремя.

Ну и еще. У многих заказчиков очень странное отношение к деньгам. Они достают из подрядчиков душу за 3-5 тысяч рублей. Это бесит. Но, научиться объяснять, что их пожелания и звонки в 11 вечера в субботу не соответствует их уровню оплаты у меня пока не получилось. Моя недоработка, но я учусь.

Третья причина: неудобство конкретных услуг

Опять же, подробности в прошлом посте. Услуги должны поставляться по предоплате и автоматически приостанавливаться, когда деньги на счете закончатся. Иначе мы возвращаемся во второй пункт — УЖЕ заработанные тобой деньги нужно суметь забрать.

Четвертая причина: отсутствие прогнозируемой прибыли

Заказчики непостоянны. Позиции непостоянны. Управлять этим процессом довольно сложно, но теоретически все можно прогнозировать. На практике получается, что сумма выставленных счетов сильно скачет от месяца к месяцу, а зарплату нужно платить. Когда у бизнеса нет текущей прибыли — неправильно выводить из него деньги. Поэтому, без прогнозируемых денег остаюсь и я.

Пятая причина: х..ровая рентабельность

В целом, при традиционном подходе к организации работы, SEO-студия в сегменте небольших счетов — не очень выгодная штука. Обслуживать заказчика (а хочется делать это действительно хорошо) сложно и требует затрат. Требуется офис, техника, квалифицированные вежливые работники. И все это в условиях меняющихся алгоритмов и сложной предсказуемости результата. Весь последний год фирма работает в прибыль. Но размер этой прибыли по отношению к обороту — плохой. При этом, первоначально я вложил из своего кармана по моим прикидкам около 300 тысяч (не сразу вел подробный учет). Вернулось в мой карман примерно столько же. Увеличивается договорной портфель — и снова здравствуйте, новый офис, техника и сотрудники.

Шестая причина: сложность в продвижении бизнеса

В принципе, все было бы решаемо — если бы было больше новых заказчиков и больше денег. Плохие заказчики отсеивались бы, с хорошими мы продолжали бы работать.

Одно время мы даже делали так. После заключения трех новых договоров выбирался один самый паскудный с точки зрения прихода денег и потерь времени. Самый плохо платящий и требующий наибольшего внимания заказчик. Ему поднималась цена три-четыре раза. Если новые условия не принимались — договор расторгался.

Но, чтобы продвинуть себя в поисковой выдаче в тематике «продвижение сайтов» — нужны серьезные бюджеты, а результат практически не предсказуем. Из реально действующих способов остается только сарафанное радио.

Седьмая причина: я не получаю душевной, эмоциональной отдачи

Поясню. Я вкладываю в работу душу — стараюсь делать любое дело на максимально возможном в данный момент уровне. Если делаю сайт: включаю голову, прорабатываю детали и вкладываю душу. А эмоциональной отдачи от заказчиков нет. Им все равно, сколько ночей ты просидел и какой вариант логотипа показал в качестве рабочего. Им все равно, сколько неудачных методик ты попробовал, прежде чем сказать, что вот это действительно работает. Это тяжело. Строя проекты для себя я готов вкладывать душу. Делая работу на заказ — уже нет. Меня воротит.

Восьмая причина: отсутствие удовольствия от самого процесса «делания бизнеса»

Мне не доставляет удовольствие сидеть с важным видом и шпынять подчиненных. Мне нравится поздно вставать, мало работать и много получать. Это никак не совмещается с оперативным руководством. А без оперативного руководства собственника в формате малого бизнеса — «домик из говна глины».

Девятая причина: присутствие более привлекательных альтернатив

Я работаю с сайтами с 2008 года. Перестал активно заниматься после введения АГС (мои доходы на продаже ссылок упали со 150к в месяц до примерно 10к).

Так вот. Первоначально сайты работали и развивались только на самоокупаемости, внешних денег у меня не было. При этом за 2010-11 год я получил от них около 250 тысяч рублей. При этом я не ударил «палец о палец» — только продлял домены. При этом мои личные заработки от студии сравнимы с этой цифрой (а эта цифра ушла на поддержание студии в период становления, когда я верил что «еще чуть-чуть, соберем клиентскую базу — и начнем нормально зарабатывать»).

Сейчас я вижу намного больше альтернатив действительно пассивного дохода (или, по крайней мере, не зависящего от прихотей работников или заказчиков — ну или зависящего в на порядок меньшей мере). При этом расчетная рентабельность проектов НАЧИНАЕТСЯ от 100 годовых. Мне банально нет смысла тратить свое время на бизнес с показателями студии.

Ну и наконец, финальная, десятая причина.

Я просто зае..лся. Устал решать постоянно возникающие по чужой вине проблемы.

Отныне я руководствуюсь в своей работе принципами из предыдущего поста, это оградит меня от довольно большой кучи сложностей. Возможно, это закроет мне доступ к шести-семи-знаку в долларах в месяц. Но, пассивного пятизнака в текущих ценах мне будет вполне достаточно.

Если есть вопросы — задавайте, с удовольствием подискутирую в комментариях. Возможно, мое несколько «o;предвзятое» отношение (в другого в настоящий момент у меня просто не может быть) поможет кому-то обратить внимание на слабые места своего собственного бизнеса.

Оригинал: http://f-seo.ru/offline-buziness/prichiny-zakrytiya-internet-studii.html

Выводы

Эта часть дописана спустя примерно неделю после принятия решения о закрытии специально для публикации на cmsmagazine.ru. Эмоции схлынули, было время трезво поразмыслить обо всем.

  • Вести рентабельный бизнес в сегменте небольших счетов можно.

  • К сожалению, этот бизнес будет требовать каждодневного участия собственника в оперативном управлении. Наемный управляющий в 99% случаев в итоге попытается забрать себе наработанную клиентскую базу.

    Выход — найм дорогих управляющих (150-250 тысяч в месяц на самарском рынке). К сожалению, это рентабельно только для капиталоемкого бизнеса, который, к тому же, трудно украсть из-за большой стоимости входа.

  • Другими словами, сделать именно «бизнес» — актив, который приносит прибыль без участия собственника — из небольшой веб-студии скорее всего не получится.

  • Много проще жить, если уделять внимание автоматизации и четкой алгоритмизации работы сотрудников. Четкие инструкции и штрафы за их нарушение спасли бы нас от многих спорных ситуаций. Другое дело — имеет ли смысл строить серьезную управленческую систему для бизнеса, «потолок» прибыли которого — несколько сот тысяч рублей в месяц и риски в котором труднопрогнозируемы?

  • Сарафанное радио начинает приносить свои плоды примерно через год после начала работ. Рассчитывать на него, как на постоянный источник заказов — глупо. К сожалению, каждый веб-разработчик продвигает сам себя, поэтому продвижение веб-студии в интернете очень недешево и не предсказуемо.

  • В рынке веб-разработки в небольших ценах по абсолютно непонятной мне причине очень сложно заслужить лояльность заказчиков. Очень многие решения принимаются под влиянием импульса: сегодня дизайн уже нравится, завтра уже нет. Сегодня мы считаем что список ключевых слов идеально подходит под наши услуги, завтра уже нет. Сегодня мы готовы платить за работу программиста, завтра мы считаем эти деньги выброшенными на ветер.

  • Десятки часов труда разных специалистов, потраченных проект заказчика, не оставляют абсолютно никакого следа в его душе. По итогу, заказчику ничего не стоит уйти в другую фирму, где услуги будут на 10% дешевле. К сожалению, понимание того, что и гарантии в других компаниях строятся совсем по другой системе приходит к заказчику уже после подписания договора.

  • В сегменте небольших счетов нормальная работа возможна только по предоплате. По бухгалтерии мы всегда были рентабельны, с самого первого месяца работы, просто не всегда могли вовремя собрать уже заработанные деньги.

Лично для себя я принял однозначное решение. Тратить свое время (единственный невозобновляемый ресурс) на подобный бизнес просто глупо. С теми же усилиями можно построить намного более устойчивый и управляемый бизнес в других отраслях. При этом наработанные знания по интернет-маркетингу будут огромным конкурентным преимуществом.

Комментарии (Facebook)

Рекомендуем:


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка комплексные решения
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine