Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 11 032 веб-студии, 924 CMS, 215 596 сайтов.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Сколько вешать в граммах или хочу «стандартный» сайт

В жизни практически любой web-студии встречается много жизненных моментов связанных с необходимостью отвечать на обычный вопрос заказчиков «сколько будет стоить сделать сайт». И, к сожалению, очень часто на уточняющие вопросы о проекте мы слышим что-то вроде «да нам надо стандартный интернет-магазин — скажите сколько?».

Если человек ни разу не сталкивался с разработкой web-сайтов, то у него, как правило, идеализированное понимание этого процесса и, как следствие, непонимание, почему его начинают «пытать» вопросами, вместо того, чтобы четко сказать стоимость — сайт будет стоить 98 тысяч рублей. Некоторые даже не удосуживаются отвечать на вопросы — говорят, вы мне скажите примерную стоимость с точностью до 10-20%, а там я решу — буду дальше с вами обсуждать или нет.

На примере одного обсуждения я хочу показать, что для получения более-менее адекватной оценки надо обязательно обсудить с web-студией (а лучше с двумя-тремя) ваши задачи. Во-первых, вам зададут вопросы, которые могли и не приходить в голову (скорее всего вы не заказываете сайты ежемесячно), во-вторых, в процессе обсуждения вы по косвенным признакам сможете оценить адекватность потенциальных подрядчиков. Про вторую часть я говорить не буду, а вот о первой постараюсь рассказать на реальном примере.

На днях я договорился встретиться с одним моим знакомым на предмет обсуждения его идеи web-сайта. Руслан — успешный бизнесмен и бизнес его естественно не связан с интернетом. Сразу скажу, я не иронизирую случившуюся ситуацию, более того, я согласовал с Русланом, что основываясь на нашем с ним разговоре, постараюсь написать небольшую статью.

Итак, вот первоначальная постановка его задачи — т.е. то, как была озвучена бизнес-модель: «Александр, мне нужна страничка на моем сайте или где-то в интернете, на которой человек сможет заполнять форму и те данные, которые он занес должны отправляться на наш e-mail. При этом должны передаваться контактные данные этого пользователя».

Собственно все. Ах, да. Еще требование было, чтоб эта страница работала на всех наладонниках-телефонах, т.е. предполагается, что этим сервисом будут пользоваться «мобильные» клиенты.

Дальше попробую передать информацию в виде сокращенного диалога, чтобы легче было следить за ходом обсуждения проекта.

А. — Какие данные нужно получать о пользователе, и какие поля он «заполняет»?

Р. — Нужен как минимум телефон и имя, а выбирать он должен из списка наших товаров. Т.е. по сути это заказ, который просто формируется из нашего прайс-листа.

А. — Сколько позиций в прайсе (нужно ли разбивку на категории делать), нужна ли синхронизация этого справочника с 1С, цены будут присутствовать?

Р. — Позиций не много. Около 200. Надо разбить на категории для удобства. Синхронизации не надо — один раз выгрузку провести справочника на сайт и все. Цены в принципе тоже не нужны. Суть идеи такая. Наш агент делает заказ и отправляет его оператору. Если сделка состоится , то агент получит комиссию. При этом в зависимости от цены, по которой он продал может быть разное вознаграждение.

А. — Я правильно понимаю, что заказ может быть скорректирован в зависимости от конкретной ситуации? И это делает ваш менеджер-оператор?

Р. — Да, состав заказа может измениться в зависимости от ряда условий. Это определяет оператор.

А. — Т.е. по-хорошему агент должен видеть историю своих заказов? Их статусы — состоялась ли сделка или нет?

Р. — Пожалуй, да.

А. — Ну и, наверное, раз речь про агентское вознаграждение, будет необходимо как-то финансовые расчеты делать по заказам агента, чтоб он мог видеть текущий баланс?

Р. — Было бы неплохо :-)

Я сознательно не упоминаю про обсуждение как лучше и проще идентифицировать агента (Роман спросил можно ли по IMEI телефона, например, идентифицировать), о пожелании, чтоб даже при условии плохой связи можно было сформировать заказ, а как связь «появится», то отправлять заказ и ряд других моментов, которые могут в значительно степени повлиять на стоимость проекта.

Мне представляется, что даже этого сокращенного диалога достаточно, чтобы увидеть как «простая страница с возможностью заполнить форму и отправить на e-mail» за полчаса обсуждения благополучно выросла до проекта, где есть система заказов, есть личный кабинет агента с историей его заказов и, возможно, с финансовыми показателями, есть личный кабинет оператора, где он видит заказы агентов и может их при необходимости их редактировать и устанавливать статусы. В общем, получился полноценный такой бизнес-инструмент.

Я не хочу сказать, что именно так и в полном объеме надо разрабатывать этот сайт. Это решать заказчику. Он сам может определить экономическую целесообразность или нецелесообразность инвестировать в такой проект. Я лишь хотел на реальном кейсе показать, что ответить сходу на вопрос «сколько будет стоить стандартный сайт» невозможно. Точнее если вы услышите цифру, скорее всего она будет ничем не обоснована.

Если вас такая оценка затрат устраивает, то задавайте вопрос «сколько стоит» и не обсуждайте с менеджерами web-студий свои потребности. Но потом не удивляйтесь, если на стадии реализации проекта будет озвучен неадекватный с точки зрения первой оценки бюджет.

Если вы хотите получить более-менее реальную оценку проекта — разговаривайте, обсуждайте, отвечайте на вопросы. Это позволит разработчикам понять сложность вашей задумки, а вам может помочь задуматься над теми вопросами, которые на этапе обдумывания проекта не приходили в голову.

Понятно, что на общественных началах полностью написать техническое задание для вашего проекта желающих будет мало. Но в общих чертах обсудить проект способна любая уважающая себя web-студия. И после такого обсуждения оценка проекта будет немного точнее.

Хочется порекомендовать будущим заказчикам web-студий — прежде чем начинать реализацию проекта, подумайте, пообсуждайте, сформулируйте свои потребности. Это поможет вам сэкономить много нервов и немного денег в перспективе. Тут как нельзя лучше подходят слова из замечательного советского мультфильма «Лучше день потерять потом за пять минут долететь».

Конечно, есть много проектов, когда нет смысла тратить ресурсы на консалтинг (а написание технического задания менеджерами web-студии это именно консалтинговая работа) и целесообразно приобрести готовое решение и под него подстроить свои процессы или урезать свои «хотелки» и реализовать более простой функционал web-проекта.

В любом случае, лучше подойти к этому процессу осознанно. Вы ведь, скорее всего, при выборе телефона, телевизора или машины думаете, что нужно, что не нужно, анализируете, консультируетесь. Ведь даже покупая молоко в супермаркете вы скорее всего выбираете марку и смотрите на дату выпуска. Поверьте, сайт гораздо более сложный объект, чем может показаться с первого взгляда.

Удачи вам! Пусть интернет работает на вас!

Комментарии (Facebook)

Рекомендуем:


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка комплексные решения
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine