Закрыть
E-mail:
Пароль:
Забыли пароль?
В каталоге проекта: 11 545 веб-студий, 933 CMS, 225 795 сайтов.
РегистрацияCMS MagazineВход
CMS Magazine CMS Magazine

Обучение клиента

«Попадаются заказчики, которые вообще ничего не понимают и не знают, несут бред. Мучаешься, объясняешь, а результат получается так себе. Какие варианты могут быть, куда их „послать“, чтобы не тратить время на их обучение? Читать книги, проходить курсы онлайн, ещё что-то? И не „пошлёт“ ли меня клиент после этого. :)»

Рустам Кулахметов, фрилансер-дизайнер

Задайте свой вопрос экспертам!

Лучшие ответы недели

Александр Туник

Компания: Проектная студия «Тектоника»
Должность: Руководитель и проектировщик

Чаще всего, Рустам, заказчики несут бред не по злобе, а потому что не разбираются. Но они и не обязаны разбираться. Зато они обязаны уважать тебя как специалиста, понимать, что ты знаешь дизайн лучше их и способен решить их задачи средствами дизайна. Иначе зачем они тебя наняли, правда?

Но так бывает далеко не всегда. Поэтому делом покажи, что ты специалист, помоги заказчику понять смысл и задачи твоей работы, оговори с ним ваши роли, пытайся выловить в «бреде» их опасения, желания, ожидания, поменьше спорь и предлагай решения. Так намного легче. Или просто не работай с такими, если не получается быть конструктивным. Бесполезно ругаться, намекать на некомпетентность, открыто говорить, что я дизайнер, а вы — непонятно кто.

И да, редкий заказчик пойдёт читать и изучать. Забудь. А после твоей просьбы вполне может послать. Потому как ты — не его папочка или препод в универе.

Николай Федянин

Компания: Крупная иностранная строительная компания
Должность: Digital Marketing Manager

Считаю позицию автора абсолютно неверной. Ну не может заказчик «вообще ничего не понимать». Хоть что-то но понимает! Он хочет добиться определённого результата, но не вполне понимает как. В этой ситуации задача дизайна — объяснять и учить. Поверьте, Рубенсу и Веласкесу тоже было не просто с их заказчиками. Не жалуйтесь, а примите как данность, что обучение, расширение кругозора ваших клиентом — часть вашей работы. Одна из обязанностей. Вам за это не только деньги и новые клиенты, но и плюс в карму.

Ольга Русакович

Компания: Webway
Должность: Заместитель директора

Мы убеждены, что умом наделены в достаточной мере. Вообще, похоже, ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет. Для большинства людей собственный ум выступает эталоном; остальные — либо умные (такие же умные, как я), либо глупые (глупее меня).
С. Степанов (психолог, исследователь интеллекта)

Важно КАК Вы пошлете клиента, а не КУДА. Стоит Вам намекнуть, что он глупее Вас, менее образован, он пошлет Вас еще дальше. Можно ненавязчиво рекомендовать книги, курсы, но с пониманием, что клиент (а) занятой человек, может не найти времени на чтение и (б) не попытается его найти, ибо считает себя умнее Вас. Поэтому в обязанности успешных разработчиков входит консультирование клиента так, чтобы тот не усомнился в своей компетентности.

Если Вы не хотите учить клиентов, возможно, вместо фриланса, стоит подумать о работе в компании, где специальные люди будут это делать за Вас. В собственном бизнесе от обучения клиентов не уйти.
 

Мнение редактора проекта «Простые ответы»

Эксперты практически единодушны — нужно или самому учить клиента, или «на берегу» делить с ним ответственность. А лучше и то, и то. Отношения заказчика и подрядчика должны быть равновесными, как и любые другие отношения, основанные на доброй воле. Попытаетесь поставить себя выше клиента, или согласиться быть ниже, и риски проекта возрастают многократно.

Рустам, фрилансеру тяжело учить клиента. Но именно здесь находится водораздел между профессионалом и фрилансером-поневоле. Если вам трудно заниматься обучением клиента, добро пожаловать на работу по найму или контракту. Если вам трудно работать по найму или контракту, добро пожаловать в изучение менеджмента.

Ответы (шорт-лист)


Задать свой вопрос / ответить на следующий вопрос

Рекомендуем:

  все вопросы

Не хочу пропустить следующий материал


Комментарии (Facebook)


CMS Magazine CMS Magazine
RSS-подписка
CMS Magazine CMS Magazine
CMS Magazine